Аутизм что это такое, причины развития, признаки

21.12.2019

Лечение

Причины и лечение расстройств аутистического спектра врачи исследуют до сих пор

Важно понимать – аутизм у взрослых и ребятишек не лечится таблетками, это не психическое расстройство. Все нейролептики могут лишь усугубить ситуацию и привести к тому, что ребенок уже никогда не сможет встроиться в социум, получить образование и завести семью

Медикаменты могут потребоваться, только если основные симптомы сопровождаются неадекватным поведением или проблемами со здоровьем. Это припадки, депрессия, вспышки гнева, попытки укусить близких.

Основные методики для лечения этой проблемы на Западе направлены на развитие деток и создание для них максимально комфортных условий:

  • Поведенческие методики, призванные развить коммуникативные навыки ребятишек, самообслуживание, наладить контакт с близкими (TEACCH и ABA для тяжелых форм).
  • Речевая и физическая терапия – помогают развить речь, моторные навыки, координацию движений.
  • Сенсорная интеграция, помогающая ребенку узнать собственное тело и окружающий мир (танцы под музыку, ползание в тоннеле, игра с шариками и фасолью).

Широко распространены и так называемые необычные методики: массаж, гипноз, музыкальная терапия, пэт-терапия (игры с дельфинами, собаками, лошадьми).

Нарушения, которые напоминают аутизм

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот синдром часто путают с аутизмом. Есть мнение, что он в той или иной степени проявляется у каждого 3 ребенка
Дети с СДВГ отличаются неусидчивостью, им сложно дается обучение, они с трудом концентрируют внимание, очень подвижны. Некоторые взрослые тоже страдают от этого синдрома
Он проявляется в трудностях с запоминанием дат, событий. Таким людям сложно принимать взвешенные решения. Диагностировать подобное нарушение нужно как можно раньше. Таким пациентам назначают психостимуляторы и седативные препараты. Хороший эффект дают занятия с психологом.
Тугоухость. Если ребенок плохо слышит, то это обязательно отражается на его речевом развитии. Дети могут не отзываться на свое имя, они не выполняют просьбы взрослых, могут показаться избалованными и непослушными

Такие симптомы напоминают аутизм, поэтому так важно проверять слух малышей с подобными нарушениями. Справиться с тугоухостью можно благодаря использованию слуховых аппаратов

Их применение позволяет скорректировать все имеющиеся отклонения в развитии.
Шизофрения. В прошлые годы аутизм считали проявлением шизофрении. Современная наука имеет веские основания утверждать, что это два разных заболевания, которые друг к другу не имеют никакого отношения. Шизофрения проявляется в старшем возрасте. У детей младше 5-7 лет это заболевание никогда не диагностируется. Болезнь развивается плавно. Взрослые отмечают у ребенка немотивированные страхи, он становится навязчивым, может замыкаться в себе, разговаривать сам с собой. Затем появляются такие признаки болезни, как бредовые мысли и галлюцинации. Шизофрения сопровождается непродолжительными ремиссиями с дальнейшим ухудшением болезни. Лечение сводится к приему лекарственных средств. Ведут таких пациентов психиатры.

Аутизм не следует воспринимать, как приговор. Причины развития болезни неизвестны. Нет возможности точно описать, как именно воспринимает мир больной ребенок. Однако достоверно установлено, что раннее начало лечения и грамотная его организация позволяет вести таким детям нормальный образ жизни, учиться, трудиться и создавать семьи. Главное для ребенка с аутизмом – это поддержка родителей.

Автор статьи:

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

Как быстро и просто понизить артериальное давление?

Убедитесь, что диагноз верный

В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специалистов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам.

Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере.

На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача. Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры. При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

Здесь можно записаться на консультативно-диагностическое обследование.

Диагностика

Диагностировать аутизм на ранних стадиях очень сложно, поскольку симптомы могут быть вполне нормальными проявлениями здорового ребенка. У некоторых детей тоже может прослеживаться некоторая задержка развития и отстраненность от людей. Однако самым примечательным становится искаженное восприятие реальности. Диагностика аутизма должна начинаться сразу, как только родители заметили признаки заболевания и прошли все сроки, которые допускают естественную задержку.

Вот почему аутизм так поздно распознается. Это не исключает его лечения. Родители могут провести короткий диагностический тест:

Смотрит ли ребенок в ту сторону, куда стараются привлечь его внимание?
Привлекает ли вас ребенок в свою игру, деятельность, которой занимается?
Имитирует ли ребенок поступки взрослых, когда играет в игрушки? Например, наливает чай, везет кубики в грузовике и т. д.. Если ответ будет отрицательный хотя бы на два вопроса, тогда родители должны отвести его к специалисту на диагностику

Если ответ будет отрицательный хотя бы на два вопроса, тогда родители должны отвести его к специалисту на диагностику.

Диагноз аутизм ставится после некоторого наблюдения за ребенком, который проявляет такие симптомы:

  1. Избегание коммуникации.
  2. Ритуальность (повторимость) движений.
  3. Избегание общества детей.

Помимо этого проводится тест на IQ, чтобы выявить уровень интеллекта ребенка. Проверяются его речевые навыки, а также разносторонность интересов. Здесь проводится анализ на исключение других заболеваний: нарушение слуха, умственную отсталость, нарушение речи. Также проводится диагностика работы головного мозга.

В некоторых случаях аутизм невозможно диагностировать, поскольку ребенок потихоньку развивается, лишь с некоторой задержкой. Однако с годами аутизм становится более отчетливым. Поздний переход к лечению не становится фатальным, однако снижает вероятность улучшения состояния.

Симптомы и признаки заболевания

Диагностика – процесс, представляющий с собой сравнивание симптомов и их комплексов с набором признаков, характерных для тех или иных патологий.

Но аутизм – особое заболевания, так как каждый аутист уникален, его поведение может разительно отличаться от поведения другого больного. Но, наблюдая за ребенком, можно выделить три основных признака, которые указывают на наличие болезни. Согласно некоторым исследованиям, для постановки диагноза достаточно двух признаков.

Трудности в общении

Здоровый ребенок стремится взаимодействовать с окружающим миром, он реагирует на него радостью, испугом, у него меняется мимика. Больной аутизмом ребенок избегает даже зрительного контакта, то есть, внешне создается впечатление, что он полностью игнорирует окружающий мир.

По мере взросления и реабилитации признаки аутизма могут уменьшиться, когда ребенок контактирует со своими близкими. Но при контакте с посторонними людьми аутизм обычно проявляется очень ярко.

Важно понимать, что отсутствие эмоционального контакта – это лишь внешнее проявление заболевания. Сложно сказать, что чувствует больной на самом деле, но есть все основания полагать, что аутист испытывает различные эмоции, просто неврологические нарушения лишают его возможности выразить их

Однотипность движений

Аутиста характеризует навязчивое желание совершать одни и те же движения. Он может совершать их без использования каких-либо предметов, например, размахивать руками, прыгать или раскачивать корпус тела из стороны в сторону. Либо он может задействовать предметы: стучать ими, перелистывать страницы книги.

Причины этого можно искать в стремлении к однотипности, предсказуемости, а значит – защищенности. Наблюдая за аутистом, можно заметить, что он из дня в день играет в одни и те же игры, рисует одни и те же картинки. Если попытаться изменить привычный уклад жизни больного, он окажет сопротивление.

Нарушения коммуникативных навыков

Бытует расхожее мнение, что аутисты не разговаривают, но это мнение в корне ошибочно. Больного аутизмом сложно вовлечь в разговор, он проигнорирует любой обращенный к нему вопрос, поэтому он может оставить впечатление человека с отставанием в речевом развитии.

Но наедине с самим собой он может говорить, например, комментировать свои действия или даже декламировать стихотворения. Другое дело, что речь аутиста не изобилует разнообразием: любовь к однотипности распространяется и на его речь, поэтому произносимые им фразы часто однообразны, и повторяются вновь и вновь.

Еще одним характерным признаком речи аутиста является избегание употребления в отношении себя местоимения «я». Они могут обращаться к себе по имени, называть себя «она», «он» или «ты».

Первые проявления симптомов заболевания происходят в раннем возрасте и наиболее очевидными становятся к трехлетнему возрасту. В зависимости от степени выраженности патологии и актуальности лечения по мере взросления симптомы становятся все менее заметными.

Медицинский факт! Полностью вылечить аутизм невозможно, поэтому те или иные признаки будут сопровождать даже социализированного аутиста всю его жизнь.

Признаки аутизма у ребенка

Список литературы

  1. Boullin D., Coleman M., O’Brien R. Abnormalities in Platelet 5-Hydroxytiyptamine Efflux in Patients With Infantile Autism // Nature. — 1970. Vol. 226. — P. 371–372.

  2. Common gene variants account for most genetic risk for autism (July 20, 2014) — National Institute of Health

  3. Redcay E1, Courchesne E. When is the brain enlarged in autism? A meta-analysis of all brain size reports // Biol Psychiatry. — 2005 Jul 1; 58(1): 1-9.ссылка

  4. Brian Deer. How the case against the MMR vaccine was fixed // BMJ. — 2011; 342: c5347

  5. Wing L. & Gould, J. «Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification» // Journal of Autism and Developmental Disorders, — 1979

  6. Богдашина О.Б. Аутизм. Определение и диагностика, Донецк, 1999. Глава 2.

  7. Башина В. М. «Аутизм в детстве» // М.: Медицина, 1999. Стр 57.

  8. Башина В. М. «Аутизм в детстве» // М.: Медицина, 1999. Стр 9.

  9. О.С. Никольская. Альманах института коррекционной педагогики «Детский аутизм: пути понимания и помощи». Психологическая классификация детского аутизма (№18/2014)

  10. Brue A.W., Wilmshurst L. Essentials of intellectual disability assessment and identification. Hoboeken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc. — 2016 174 p.

  11. Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 30н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2015 N 36819)

  12. Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). J Autism Dev Disord. — 1980:10 (1): 91–103

  13. Никольская О.С, Баенская Е.Р, Либлинг М.М. Аутичный ребёнок, пути помощи// Москва, 2010, стр 233.

  14. Башина В. М. «Аутизм в детстве» // М.: Медицина, 1999. Стр 74.

  15. Расстройства аутистического спектра Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. — М.: Практика, 2018. — 280 с.

  16. Wolfgang Gaebel,Jürgen Zielasek, Geoffrey M. Reed.Mental and behavioural disorders in the ICD-11: concepts, methodologies, and current status. Psychiatr. Pol. — 2017; 51(2): 169–195

  17. Расстройства аутистического спектра (РАС). Основные факты — 2018ссылка

  18. Data & Statistics on Autism Spectrum Disorder, U.S. Centers for Disease Control and Prevention (CDC)ссылка

  19. Нужно ли ребенку с аутизмом принимать лекарственные препараты? Материал с сайта фонда «Выход» (опубликован 18.09.2016)

  20. Connie Wong, Samuel L. Odom. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism Spectrum Disorder // 2014

  21. Zerbo O, Iosif AM, Walker C, Ozonoff S, Hansen RL, Hertz-Picciotto I. Is maternal influenza or fever during pregnancy associated with autism or developmental delays? Results from the CHARGE (CHildhood Autism Risks from Genetics and Environment) study. // J Autism Dev Disord. — 2013 Jan; 43(1): 25-33.ссылка

  22. Pål Surén, MD, MPH; Christine Roth, MSc; Michaeline Bresnahan, PhD. Association Between Maternal Use of Folic Acid Supplements and Risk of Autism Spectrum Disorders in Children // JAMA. — 2013; 309(6): 570-577

Прогноз

Все проводимые мероприятия дают положительный результат, однако полностью не излечивают от болезни. Прогноз аутизма – некоторое улучшение, если повезет. Так, некоторые аутисты обретают друзей, однако их число очень ограничено. Многие же продолжают сторониться окружающих и замыкаться.

На продолжительность жизни аутизм не влияет. Итог проводимых лечебных мероприятий разнообразен. Некоторые аутисты становятся профессионально пригодными, кто-то может выходить из дома. Некоторые расширяют свой круг интересов. Симптоматика болезни стирается, однако полностью не исчезает.

Лишь 4% из всех аутистов способны жить независимой жизнью. Остальные продолжают оставаться зависимыми от помощи окружающих. Нередко требуется медицинская помощь и постоянное наблюдение у врачей. Обычно аутисты не доживают до старости. Это часто связано с тем, что они лишаются опеки.

Дети-аутисты

Все будущие родители в период беременности верят, что их дитя будет самым умным, сильным и красивым. Задолго до рождения они начинают строить планы, но никто не может предугадать такой диагноз для своего ребёнка.

Аутизм – заболевание врождённое, а не приобретённое. На его появление влияет множество факторов как на стадии развития плода, так и в процессе его формирования. Затрагиваются все функциональные системы мозга, потому абсолютно искоренить аутизм невозможно. Можно только вносить некоторые коррективы в поведение индивида и приспосабливать его к социуму. Аутист – это не изгой общества, а его жертва. Страх общения не позволяет ему постичь многое, но пробиться сквозь его непонимание может лишь человек упорный и понимающий.

Знаете ли вы симптомы аутизма

В неонатальный период у младенца определить патологию достаточно сложно: в это время и здоровые малыши, и дети с нарушением нервной системы ведут себя практически одинаково. Распознать аутизм у грудного малыша можно спустя несколько месяцев, когда кроха уже должен реагировать на окружающую его среду. Симптомы болезни могут указывать и на другие расстройства, однако в любом случае стоит насторожиться, если у малыша:

  • отсутствует реакция на появление родителей или близких (кроха остается безразличным, не улыбается, не капризничает);
  • младенец не отзывается на имя;
  • отказывается сидеть на руках у близких;
  • часто смотрит в одну точку, не интересуется яркими погремушками и игрушками;
  • во время еды грудничок бывает напряженным или сонным;
  • наблюдается слабое сосание груди;
  • чтобы взять предмет, ребенок берет за руку взрослого и ею показывает, что он хочет;
  • кроха до 8 месяцев не агукает, не лопочет, не подражает услышанным звукам;
  • выполняет повторяющиеся движения руками несколько раз в день.

Одним из признаков аутизма у новорожденных детей считается гипертонус мышц

Если нарушение у новорожденных детей не определяется сразу, но есть подозрения, можно сдать соответствующие анализы в платных клиниках (тест торонтская шкала алекситимии, она помогает определить расстройства нервной системы, а также есть специальные детские тесты IQ), которые проверяют реакцию головного мозга крохи на внешние раздражители. По сути процедура напоминает аудиологический скрининг.

Внешне дети с диагнозом аутизм не отличаются от здоровых: лицо красивое, отсутствуют внешние дефекты.

Дополнительные признаки нарушения у грудничков

Помимо основных признаков, можно выделить еще несколько проявлений, отмечающих наличие заболевания у малыша. Кроха становится слишком подвижным или, наоборот, вялым. В первом случае он часто вскрикивает от резких звуков, пения птиц и голосов животных. Во второй ситуации, малыш невнимательный и при осваивании навыка ползания постоянно натыкается на предметы.

Аутизм у новорожденного характеризуется безразличностью ко всему в первые месяцы жизни

Также у грудничка до года имеются проблемы с засыпанием, сон становится прерывистым, во время отдыха кроха часто капризничает. Малыш имеет проблемы с моторикой рук, у него отсутствует мышечный тонус.

Некоторые дети-аутисты имеют проблемы в приеме пищи: они привередливы, могут отказываться от еды до тех пор, пока не подадут желаемое, при этом масса тела ребенка не изменяется.

Признаки

При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание

У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.

Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.

Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:

  1. Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
  2. Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
  3. Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
  4. Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
  5. Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
  6. При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
  7. Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
  8. Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
  9. Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
  10. К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
  11. Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
  12. Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.

У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.

Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя

Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы

Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.

Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.

Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.

Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам

Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр

Признаки аутизма

Распознать аутиста возможно лишь путем наблюдения за ребенком. Здесь должны проявляться определенные признаки, которые указывают именно на аутизм:

Нарушение речевой и неречевой коммуникации:

  • Отсутствие речи, возможно отсутствие жестов и мимики.
  • Отсутствие прямого взгляда в глаза собеседнику, улыбки.
  • Неспособность общаться с другим ребенком, хотя речь является нормальной.
  • Нарушения в речи, ребенок повторяет фразы, которые когда-то услышал.
  • Различные фонетические нарушения в речи – искажение тона, звуков, монотонность.

Нарушение социальных навыков:

  • Отсутствие желания общаться и дружить с ровесниками.
  • Отсутствие желания поделиться своими проблемами.
  • Игнорирование окружающих (даже родителей) и чувств к ним.
  • Отсутствие подражания за другими людьми, а если и есть повторы, то они являются неосознанными.

Нарушенное воображение и отсутствие интересов:

  • Отчужденное, нервное, неестественное поведение.
  • Необходимость повторять определенные действия.
  • Стремление к уединению, одиноким играм.
  • Выявление «любимого» предмета и желание постоянно носит его с собой.
  • Истеричность при изменении обстановки.
  • Отсутствие интереса к мечтам.
  • Концентрация на чем-то одном.

У аутиста нарушены мыслительные, социальные и речевые навыки. При этом он может специализироваться в какой-то конкретной области. Зачастую больной ребенок увлекается одной-двумя играми, от которых никогда не устает. Это позволяет ему заучить все правила и действия.

Нередко аутисты не любят физического контакта. Любые прикосновения к ним могут вызвать раздражительность и истерику.

Больной ребенок очень сложно и долго обучается навыкам самообслуживания. Зачастую он нуждается в родительской опеке, однако могут быть проявлены некоторые умения. Основными поведенческими навыками являются:

  1. Аутоагрессия.
  2. Компульсивность действий.
  3. Однообразие действий (повторяющиеся поступки).

Аутист стремится к однообразию. Его беспокоит, когда что-то меняется, переставляется на другие места.

Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector