Аутизм. Помощь родителям

21.12.2019

Миф четвёртый аутизм лечится

Илюше назначили приём препаратов, и я стала честно выполнять рекомендации. Но стало только хуже. И доктор предложила попробовать другие препараты. Это метод подбора — перепробовать всё, что есть, и посмотреть, что поможет.

Меня испугала такая перспектива. Позже я пришла к выводу, что медикаментозный метод для моего ребёнка неэффективен. Нельзя заставить человека с особым мышлением с помощью таблеток стать нормальным. Никто до конца не знает, что такое аутизм, уж слишком он бывает разным. Менять симптоматику, на мой взгляд, бесполезно. Надо пытаться выяснить, почему и в какой момент у конкретного человека начались эти изменения. Наши врачи, к сожалению, так глубоко копнуть не имеют возможности: они ограничены во времени приёма, в списке диагнозов, в назначениях. Такая система, с этим сложно что-то сделать.

Последние два года я чувствую, что есть прогресс. В том числе благодаря команде специалистов, которая образовалась вокруг нас.

Государственная школа учит Илью заниматься в группе, что даётся очень тяжело таким детишкам. С ним занимается кинезиотерапевт (врач, владеющий диагностическим методом, основанным на изменении мышечного тонуса), работая с телом, он воздействует на мозг. Остеопат (человек, который руками чувствует патологии организма) снимает спазм сосудов, чтобы нормализовать поставку кислорода в мозг.

Есть ещё преподаватель по развитию интеллекта, которая готовит Илью к школе. Художник, которая помогает Илье научиться выражать свои мысли на бумаге. Есть прекрасный тренер по плаванию и другие замечательные люди, которые помогают особенному ребёнку адаптирповаться к жизни в нашем обществе. Многие из них для меня —шаманы какие-то. Себе самой я никак не могу объяснить, как всё это работает. Но результат налицо: Илюша стал лучше себя чувствовать, он говорит, может разговаривать даже с незнакомыми людьми, и они его поймут. Ещё он перестал закрывать уши, когда слышит резкий шум.

Как определить, есть ли у ребенка синдром задержки развития

Аутизм является одной из форм задержки развития, которая выражается в патологическом неприятии окружающего мира. Дети, мы сегодня говорим о них, настолько погружены в себя, что не желают впускать в свой мир даже мать

Причины раннего аутизма до сих пор не ясны научному миру, но самое важное, что этот синдром преодолим

Когда ребенку ставят такой диагноз, то мамочки обычно задают два вопроса: за что и почему? Оба вопроса – риторические, никто не виноват, что заболевание настигло именно их ребенка

За что такое наказание и в чем причина, уже неважно, теперь нужно аккумулировать свои силы и направить их на преодоление проблемы

От степени взаимодействия, поддержки, желания и стремлений родителей, специалистов, педагогов зависит, станет ли малыш на путь выздоровления. Первый шаг – принять болезнь и назвать ее по имени. Закрывая глаза на проявления синдрома, вы теряете драгоценное время и лишаете малыша возможности излечиться.

Стоит сказать, что различают такие виды аутизма: ранний (до 2-х лет), детский (до 11 лет), подростковый (до 18 лет) и взрослый. Пока поговорим о раннем и детском аутизме.

Итак, симптомы, которые говорят о наличии аутизма у малышей:

  • Отсутствие реакции на близких людей у младенцев. Есть такое понятие – комплекс оживления, когда младенец при виде матери проявляет оживление: замирает, улыбается, начинает двигать ручками и ножками, агукает. Если нет оживления при виде мамы, уже подозрительно. Это младенцы. В 3 года, когда дитя воспринимает мать, дерево, кота одинаково бесстрастно, – это тоже беда.
  • Недостаточная или неадекватная реакция на внешние раздражители: резкие звуки, мокрые пеленочки или штанишки, голод, жажда являются сильным раздражителем для детей. Если реакции ноль либо временами слишком резкая реакция, тоже стоит задуматься.
  • Отношение к еде: уже в младенчестве можно заметить избирательное отношение к разным видам пищи. Острое неприятие цвета, формы, вкуса определенного вида продукта – тревожный признак.

Про стигму

— Знает ли ваше близкое окружение о диагнозе Артема?

— Да, все знают. Кроме коллег, не хочется от них жалости. Нам очень повезло с садиком: реакция администрации и воспитателя была адекватной. Наши родители и некоторые друзья вообще сначала убеждали, что мы наговариваем и всё будет хорошо. А когда разговор зашел про оформление инвалидности, смотрели с непониманием: зачем нам это клеймо? В итоге сочувствуют, есть друзья, которые помогали в те или иные моменты.

— Вокруг аутизма есть много стигм. Например, что это априори замкнутые дети, что это одаренные дети, что это дети с умственным развитием. На самом же деле всё индивидуально. С какими стереотипами вы столкнулись, в какие сами верили еще до того, как узнали больше об этом расстройстве?

— История про савантов самая неприятная, что вот были ученые и музыканты с аутизмом. Потому что «вот чего вы расстраиваетесь, ребенок одаренный, вот сколько одаренных с аутизмом». А правда в том, что на одного гения сто детей с проблемами, и никто не видит, чего стоит жизнь здесь и сейчас с особенным ребенком.

— Некоторые мамы и папы не хотят признавать, что у их ребенка аутизм, объясняя его поведение особенностями характера. Связано ли это с внутренней стигмой?

— Я считаю, что тут два источника проблемы. Первое — это, конечно, общественное осуждение. «Ребенок не нормален», часто такие родители прячут своих детей в чулан, это очень печально. Второе — это родительский опыт, и мир, разрушенный по факту, еще цел в голове. На эту тему есть очень хорошая шведского психолога Гурли Фюр «Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития». В ней хорошо расписан процесс принятия. Основное, что я оттуда взял, — это то, что нужно «похоронить» ребенка мечты, отгоревать и начать заниматься тем ребенком, который есть.

Она маленький гений

Однажды дочь нашла игрушку с русским алфавитом. Она стала просить повторять слова и буквы, на которые указывала. С тех пор Полина с букварями и азбуками не расставалась. Она засыпала с весёлыми буквами, ехала в машине, ходила гулять.

В два с половиной Поли сама выучила английский по видео в Youtube. Она по памяти называла букву и приводила слова в пример.

В три года Полина использовала в речи 60 слов. И я уже спрашивала всех подряд, могут ли у неё быть проблемы. Про аутизм мы даже не слышали. Отклонений в развитии, кроме неразвитой речи, не видели никаких.

Она учится читать в три года

Как-то она подошла и прочла «я, як» на картинке с быком. Слово было новым. И я удивилась, откуда она может знать яка. Потом была ещё пара слов, которые она «откуда-то знала». К трём годам и четырём месяцам мы поняли, что дочь читает.

Уже перед Новым годом (в 3 и четыре месяца) Полинка веселила всех тем, что воспроизводила то, что ей писали на бумаге.

Феноменальная память

В четыре года сама учила всё, что ей было интересно. Планеты солнечной системы, смотрела картинки с примерами задач по геометрии, считала до ста и обратно, знала все мировые валюты.

Она могла попросить ввести в запрос поисковой системы название интересной для неё птицы на латинском. И если видела, что взрослый в спешке делает ошибку, она указывала на эту букву и говорила, как написать верно.

Также было и с запросами на английском. Казалось, что Поли сканирует информацию из интернета и книг.

Отсутствие безопасного и инклюзивного образования

Большинство российских школ небезопасны для аутичных детей.

Меня саму в школе валили на пол, душили, били ботинками по голове, фотографировали мое нижнее белье или смеялись после каждого моего слова. Школа до сих пор снится мне в кошмарах — но для руководства всё это было в порядке нормы!

Кроме очевидной физической незащищенности нейроотличных детей в школе, у нее есть еще один крупный недостаток. Наша система образования рассчитана на аутистов не лучше, чем медицинская — то есть она совершенно для нас не приспособлена.

Например, многие аутичные дети не могут решать уравнения, если им мешают что-то вертеть в руках — так мы успокаиваемся и концентрируемся. Помню, как сложно мне было слушать учителей, отложив в сторону ручку. Я просто не воспринимала, что они говорят.

Я в школе была способна самостоятельно написать большой исторический доклад с выводами о причинах и следствиях определенных событий, но могла пересказать едва 5 % того, о чем я думала (если только не говорила уже на эти темы множество раз). А согласно научным исследованиям, некоторые виды контрольных и экзаменов для многих аутистов и вовсе невыполнимы.

И это не говоря о сенсорно-недружелюбной среде школ, в которых аутичным детям зачастую становится в буквальном смысле плохо, и у них начинаются срывы — мелтдауны.

Решение. Необходимо привлечь аутичных людей к составлению программ для всех будущих педагогов: базовая информация об аутизме должна быть известна всем преподавателям.

Необходимо сделать школы более сенсорно-безопасными, введя в них тихие комнаты, в которые дети могли бы отдохнуть от переизбытка чувственной информации, и комнаты для снижения сенсорного напряжения с батутами, качелями и другими подобными штуками.

Необходимо понять, что не всем аутичным детям лучше учиться в обычных школах: есть те, кому больше подходит домашнее обучение или в специализированных школах — которые, кстати, тоже должны стать безопасными.

Убедитесь, что диагноз верный

В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специалистов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам.

Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере.

На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача. Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры. При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

Здесь можно записаться на консультативно-диагностическое обследование.

Формы проявления аутизма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

Полное отрешение от всего происходящего. У таких детишек с раннего детства проявляются нарушения активности, они практически полностью отказываются контактировать с внешним миром. Они никогда ничего не просят сами, но и на просьбы не отзываются. В общении, которое трудно так назвать, отсутствует речь, жесты, мимика. Эта форма считается самой серьезной и глубокой.
Активное отвержение. Поведение детей аутистов из этой группы более активное, но большую часть внешнего мира они не принимают

Для них важно соблюдение определенных ритуалов, наличие привычной обстановки вокруг, поэтому у таких детей с возрастом проявления болезни становятся более острыми, так как приходит время идти в детский сад, а потом в школу. Речь у них более развита, но в основном все слова они должны связывать с конкретной ситуацией, тогда им легче запоминать и понимать.

Артистические интересы

Такие дети часто идут на конфликт, не умеют считаться с интересами других людей, поглощены одними и теми же занятиями. Речь хорошо развита, но предложения обычно длинные и заумные, поэтому создается впечатление неестественно взрослых высказываний. Интеллект у них более-менее развит, но мышление нарушено.
Большая трудность общения и организации взаимодействия с окружающими. Такие дети не умеют организовывать контакт с другими людьми, трудно усваивают двигательные навыки. Речь, как правило, бедна. Обычно они сразу теряются даже в обычных ситуациях. Эта форма заболевания считается самой легкой.

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Патологизация аутизма

Одно из последствий того, что большинство спикеров на тему аутизма не аутисты, а самим аутичным людям не дают высказываться, — представление о том, что аутизм является заболеванием, которое надо лечить и искоренять.

В то же время многие аутичные люди, включая тех, кого общество считает «низкофункциональными», думают иначе. Мы считаем, что аутизм — неотъемлемая часть нашей личности, так как это не локальное заболевание вроде депрессии, которая затрагивает психику, но только вредит ей, или эпилепсии, которая проявляется только приступами. Аутизм проявляется в том, как мы думаем, как и о чем мы выбираем общаться, как мы выражаем свой интерес к миру и погружаемся в свои профессиональные области, что нам дается легче, чем другим людям, а что сложнее, и даже на то, как мы выражаем свои эмоции. Я как аутистка могу это подтвердить: без аутизма я была бы не «здоровой собой» — а совершенно другой личностью, которую я не могу даже представить!

Несмотря на стереотипы, даже неговорящие аутисты способны на многое, если дать им шанс коммуницировать с миром альтернативным привычному способом. Явный тому пример — аутичный неговорящий подросток Генри Фрост: он создал движение за инклюзивное образование в США несколько лет тому назад.

К сожалению, на постсоветском пространстве пока не умеют создавать доступную среду для аутичных людей, и большинство из них полностью зависимы от родственников или даже живут в психоневрологических интернатах. Их часто обучают по не работающим методикам и «лечат» опасными для здоровья медикаментами.

Именно это произошло в том числе с Антоном Харитоновым, героем известного документального фильма «Антон тут рядом»: он обучался бытовым навыкам быстрее меня, но при этом безалаберность врачей и некорректная система обучения не дали ему развить свой потенциал. Теперь у парня явно заметное отставание в развитии, но неизвестно, кем бы он мог стать, если система поддержки дала бы ему шанс.

Это не значит, что они от рождения не способны развиваться — им просто не дали той среды, которая необходима ребенку для развития. Разница лишь в том, что нейротипичные детдомовские дети живут в нейротипичнном же мире, к которому им так или иначе проще приспособиться.

Как видите, проблема больше в обществе, чем в диагнозе. В том числе проблема в отношении людей к диагнозу. Чем сильнее стигматизирован аутизм как трагедия и бремя, тем меньше общество — также родители, педагоги, работодатели — видят в аутистах людей, которых стоит обучать. Вместо развития системы работы с аутистами и создания условий, которые повысили бы качество их жизни, мы обращаемся к поиску «лекарства от аутизма».

Еще один негативный эффект парадигмы патологии — мысли о собственной неполноценности и заниженная самооценка многих аутичных людей. Например, я сама долгие годы винила себя за те отличия, которые были вызваны моей неврологией, а в самый сложный период своей жизни даже считала свое существование ошибкой!

Решение. Наше общество может «оздоровиться», если примет идею, что нейрологическое разнообразие так же естественно, как разнообразие цвета кожи или форм ушей. Мозг разных людей устроен по-разному, и это нормально. Для этого следует начать говорить об аутизме иначе — и это можете сделать в том числе вы, просто серьезнее относясь к тому, что вы говорите и пишете. Это может быть нелегко, но это влияет на то, как аутизм воспринимают в нашем обществе — мы можем формировать это отношение.

Почему эта доля выпала мне и моему ребенку

Не на все вопросы получаешь ответ. Я лично не думаю, что здесь есть какие-то однозначные причины. Это может быть просто игрой случая. Многим миллионам людей пришлось куда хуже, чем вам – только лишь двадцатый век видел две мировые войны и множество локальных, подумайте об искалеченных ими судьбах, и вы сразу поймете, что вы не так несчастны, как может показаться.

С вами случилась очень неприятная вещь, в которой нет виноватых, и которая не имеет какого-то особого космического смысла или значения. Это – не конец света, это лишь одно из обстоятельств вашей жизни.

Вопрос, на который вам нужно искать ответ, это то, как вы и ребенок можете приспособиться к сложившемуся положению, как вы можете помочь ребенку, и, возможно, как вы можете помочь другим людям в подобных обстоятельствах.

Хорошо одевайте ребенка и позаботьтесь о его внешнем виде

Вы, наверное, замечали, что многие дети с аутизмом очень красивы. И пусть аутята сопротивляются, когда вы пытаетесь расчесать их кудри, или же пускают слюни или жуют футболку, они все равно выглядят неотразимо.

Вам стоит потратить время и усилия, чтобы ваш ребенок был хорош собой — ему будут помогать с гораздо большей охотой. Вы можете не верить мне на слово, просто последуйте моему совету и сами убедитесь в его действенности. Куда бы вы ни шли с ребенком, он должен выглядеть так, чтобы его хотелось приласкать. Многие психологи и дефектологи – это молодые женщины, и ничто не вызывает в них чувство нерассуждающей любви так сильно, как красивый ребенок в хорошей одежде и обуви. (Не забывайте, что одежда и обувь должны быть удобными!).

Старайтесь, чтобы у вашего ребенка была хорошая прическа, а не жуткие спутанные копны как у некоторых особых детей. Что бы кто ни говорил, принятие ребенка обществом имеет значение.

Если специалисты считают, что вы уделяете ребенку внимание, то они будут с большей готовностью уделять ему свое время и труд. Фактор привлекательности часто играет большую роль, чем может показаться

К выходкам красивых детей относятся с большей снисходительностью, чем к истерикам детей запущенных. У меня, к моему прискорбию, слишком хороший опыт в этом вопросе, чтобы вводить вас в заблуждение.

Если вы идете с ребенком куда-то, особенно в ресторан, то носите с собой сумку со сменной одеждой – и для себя, и для ребенка (хорошо, если у вас есть машина, где можно возить запас вещей, но не все мамы особых детей могут этим похвасться). Особые дети часто могут вырвать неприятную им еду и испачкать себя и вас, поэтому вам может потребоваться быстро переодеться.

До сих пор я ношу с собой запасную футболку для сына, если он испачкается слишком сильно.

Вашему ребенку нужна ваша любовь

Невзирая на то, каким прирожденным одиночкой может показаться ваш ребенок, несмотря на мнения отдельных «экспертов», не верьте, что ваш ребенок не переживает сильные, настоящие эмоции, и что он может обойтись без любви и заботы. Помните: ребенок с аутизмом – не робот.

Один невролог сказал мне, когда моему ребенку поставили диагноз, что он не чувствует любви, или необходимости в ней, хотя, конечно, я должна ему ее давать. Интерн, который присутствовал при разговоре, выглядел потрясенным, а я пошла домой и выплакала все глаза. После этого я нашла другого невролога.

После того случая, я общалась с огромным количеством психологов и преподавателей, каждый из которых работал с сотнями детей с аутизмом, и все они были возмущены – не может быть никаких сомнений, что дети с аутизмом могут чувствовать и любить, так же как и все остальные. Как сказал один из педагогов моего сына: «Видели ли вы, как преданно он на вас смотрит?»

Я вынесла из этой истории такой урок: не верьте всему, что слышите, перепроверяйте информацию и будьте скептичны ко всему, что идет вразрез с вашим опытом.

Не сдавайтесь! Продолжайте попытки достучаться до ребенка. Научитесь понимать его и общаться с ним. Со временем коммуникация с вашим ребенком станет проще.

Может показаться, что дети с аутизмом предпочитают играть в одиночестве, но ведь им приходится справляться с дисбалансом в сенсорной сфере. Часто дети с аутизмом лишены всего доступного нам спектра коммуникации и навыков, а у многих из них есть и другие затруднения (например, плохая крупная моторика).

Поэтому всегда старайтесь понять ребенка – именно с этого начинается его реабилитация. И поскольку счастье и положительные эмоции крайне важны и вашему ребенку, и вам, станьте для него источником радости!

На что еще обратить внимание, если есть подозрения на аутизм

С ранним аутизмом могут возникнуть проблемы в смысле диагностики. Обычно родители не хотят замечать или просто невнимательны к ребенку и не отмечают странные проявления, особенно у первенцев. Еда и реакция на подгузники – признаки расплывчатые, по-моему. Мало ли, какой характер у малыша.

А вот отсутствие любой реакции на маму в раннем возрасте – единственно верный способ определить наличие раннего аутизма и уже начать корректирующую терапию.

Детки постарше проявляют помимо вышеназванных, другие признаки синдрома:

Низкая потребность в общении с людьми, в том числе – родственниками и сверстниками. Нередко у таких деток подозревают глухоту и даже слепоту, настолько низкий у них уровень взаимодействия с окружающим миром. Дело в том, что «дети дождя» болезненно принимают все проявления мира, замыкаются в себе и живут в себе.

Самостоятельно справиться с этим состоянием они не могут, а своевременная целенаправленная работа может помочь аутисту принять мир целостно.

  • Речь используется минимально либо вообще ребенок не разговаривает.
  • Повторение одного и того же действия, звука, слова неоднократно, без видимой необходимости.
  • Интерес лишь к одному виду деятельности. Например, ребенок может только рисовать, а больше ничего освоить не в состоянии. Кстати, эти детки могут проявлять гениальность в каком-то умении: рисовать, вычислять в уме, программировать.
  • Проявление паники при малейшей смене привычного уклада: даже в магазин идете другой дорогой, уже малыш очень нервничает и даже может впасть в истерику.
  • Патологическое стремление к одиночеству. Даже преодолев неприятие людей, аутист будет испытывать постоянную потребность в одиночестве.
  • Чрезмерная избирательность в еде. Я уже это говорила, но хочу добавить, что проявляется данный признак не просто, что ребенок не ест манную кашу. Он может не есть все продукты красного или зеленого цвета, либо не прикоснется к любой твердой пище.

Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК психолого-медико-педагогическая комиссия

Фото с сайта lubopyshka.ru

Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые.

Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений

Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297)

В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно.

В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить.

«Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы. Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет.

Аутизм тревожные знаки

Каждый ребенок особенный. Но случается так, что родителям кажется, что их малыш слишком отличается от других. Иногда их подозрения не беспочвенны

Обратите внимание на перечисленные ниже особенности в поведении и развитии малышей 1,5 – 2,5 лет:

не смотрит или кратко смотрит в глаза (трудно «поймать взгляд», смотрит «сквозь»);
не реагирует на свое имя (иногда производит впечатление глухого);
обращается с окружающими, как с неодушевленными предметами (карабкается по ним, может сделать больно и никак не реагировать на возмущение и т.д.);
не интересуется игрушками или играет не так, как другие дети (выставляет предметы в ряд, крутит колеса машин или детали конструктора вместо того, чтобы катать и строить), при этом сильно поглощен своим занятием;
не любит играть в совместные игры со взрослыми и другими детьми, не стремится повторять за ними и подражать им, равнодушен к их интересам;
может бесцельно перемещаться по комнате, не задерживая ни на чем внимания, сам ничем не интересуется или берет предмет и тут же оставляет его;
нет отклика на то, к чему пытаются привлечь его внимание, не смотрит куда показывает взрослый;
не делится впечатлениями о том, что заинтересовало или напугало его, не приносит показать что-то близкому;
не обращается с просьбами сам и не выполняет просьбы других;
не использует указательный жест, вместо того, чтобы показать пальчиком на желаемое, подводит к этому взрослого или толкает его руку в направлении интересующего предмета;
привлекает к себе внимание необычным поведением: может ходить на цыпочках, совершать своеобразные движения руками, покачиваться, подпрыгивать, вращаться и многое другое;
может производить впечатление гиперактивного, невоспитанного, непослушного, крайне нетерпеливого;
трудно приучается к горшку, плохо спит, решительно отказывается от многих продуктов и напитков;
необычно реагирует на звуки, боль, прикосновения, запахи, освещение, вкусы (чрезмерно сильно или реакция вовсе отсутствует);
может впадать в истерики по непонятным для взрослых причинам (плакать, истошно кричать, кусать себя и близких);
не любит перемен в обычном распорядке дня, плохо реагирует на изменение привычного уклада (настаивает на прогулках по одному и тому же маршруту, соблюдении одних и тех же ежедневных «ритуалов» в игре;
отстает в речевом развитии: речи нет (не говорит) или говорит мало, речь может появляться и исчезать;
производит впечатление, что не понимает то, что ему говорят;
если речь есть, то она ни к кому не обращена; разоваривает сам с собой, часто повторяет хорошо знакомые фразы (из мультфильмов, речи близких), повторяет услышанное «как попугай», говорит о себе в третьем или втором лице, не поддерживает диалог.

Смешные случаи про гениальных детей-аутистов наших друзей

Чтобы лучше понимать дочь, мы общаемся со многими детьми с РАС и их родителями. Такое общение всегда приносит позитив.

Подготовка ко дню рождения

Родителям приходилось готовить своего ребёнка к его собственному дню рождения. Например, надо было научить мальчика правильно реагировать на полученные подарки. Ребёнок, привыкший всегда говорить правду, должен был найти толерантную форму благодарности. Малыш справился на отлично: «Спасибо… за этот… ммм… неожиданный подарок». Поблагодарил, как учили и смог подобрать достойное определение.

Сколько дашь?

Игривая бабушка спросила внучку, сколько, по её мнению, ей лет. Девочка, желавшая поскорее отделаться от разговора, стала гадать без малейшего желания приблизиться к правильному ответу: «12!». Бабушка радостно захохотала.

-24?

– Ха-ха, милая, нет!

Девочка подумала ещё немного и уже с интересом произнесла: «72!». Бабушка больше не смеялась.

Какой рост?

Невероятный 6-летний Ваня, когда становится скучно или грустно, читает учебники по геометрии и физике для старшеклассников. В этого мальчика невозможно не влюбиться. Он пишет на английском трогательные рассказы, знает математический анализ на уровне ВУЗа, задаётся философическими вопросами, ссылаясь на Канта. Но с общением и у него возникают проблемы. Ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми.

Как-то они ехали в лифте с мамой. Зашёл невероятно высокий мужчина. Ваня посмотрел на маму с вопросом, можно ли вступить в беседу. Мама кивнула и стала ждать с нетерпением, что могло сподвигнуть обычно закрытого ребёнка к разговору. Ваня смог соблюсти все необходимые приличия – представился, узнал имя, поинтересовался делами. И всё ради того, чтобы в итоге спросить, какой у мужчины рост и как он помещается в кровать.

Причины развития аутизма

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Кто такой аутист

Это человек, имеющий иную картину мира и иное восприятие действительности. Аутисты:

  • не выносят шума;
  • не проявляют эмпатии к окружающим;
  • с трудом воспринимают устную речь, намного легче письменную;
  • предельно откровенны и прямодушны;
  • как правило, имеют выдающиеся математические и логические способности;
  • воспринимают сказанное буквально – сарказм и шутки им непонятны;
  • не любят прикосновений;
  • не смотрят людям в глаза;
  • имеют ограниченный круг интересов;
  • склонны к повторяющимся ритуальным действиям, которые приносят им чувство защищённости;
  • придерживаются жёсткого распорядка своей жизни и раз и навсегда заведённых привычек;
  • могут не отличать голос человека от других звуков;
  • в качестве реакции сопротивления новому у них возникает аутоагрессия, причём чувство предела отсутствует, и травмирующий опасный опыт не закрепляется.
Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются