Детский аутизм и его лечение

21.12.2019

ПРИЧИНЫ И ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

Причины аутизма многообразны и до конца не изучены. Тем не менее, выделены факторы, повышающие вероятность появления у ребенка РАС. Прежде всего, это генетическая предрасположенность, сопровожденная влиянием факторов окружающей среды. Влияние происходит, как правило, еще на стадии внутриутробного развития и может быть инфекционным (вирус, бактерия), токсическим, гипоксическим, психогенным и др.

На данный момент общепризнано, что расстройство аутического спектра не может быть приобретенным в течение жизни. То есть аутизмом нельзя «заболеть» и нельзя заразиться. А идея о том, что прививки вызывают аутизм, признана мифом.

Признаки аутизма можно обнаружить только после 1-ого года жизни, то есть когда ребенок начинает активно развиваться. В первую очередь заметными становятся симптомы в эмоциональной сфере. Однако, например, в случае детского дезинтегративного расстройства симптомы обнаруживаются только после 2-ух лет нормального развития. При этом расстройстве ребенок резко утрачивает освоенные до этого навыки: речь, контроль функций мочевого пузыря и кишечника и пр.

Как правило, к 5 годам диагноз аутизм уже можно поставить совершенно точно или же опровергнуть. В то же время, объективного обследования, которое бы подтвердило диагноз, нет. Аутизм – это поведенческий диагноз. Он ставится на основании постоянного наблюдения специалиста за особенностями поведения, процессом игры, общением (вербального и невербального) ребенка. В этой связи возникают определенные сложности в правильной постановке диагноза.

Расстройства аутистического спектра связаны с патологией не только центральной нервной системы, но и вегетативной части НС. Болезнь отражается на работе вегетативных нервных узлов и через них же может быть скорректирована. Воздействие непосредственно на нервные узлы позволяет достичь значительного прогресса в развитии личности больного и уменьшения патологических последствий заболевания. В Клиническом Центре вегетативной неврологии люди с диагнозом аутизм могут пройти тепловизионную диагностику. Тепловизор помогает установить, какие вегетативные центры работают неправильно, и назначить необходимый объем лазерной терапии для целенаправленного лечения.

На свой страх и риск

Image caption

У нас больших чудес не случилось, но у Лизы наладилась работа кишечника

Я ввела диету для дочки на свой страх и риск, когда Лизе было два года, и мы только начали длинный путь получения диагноза. Для меня введение диеты было невероятно сложным шагом, как говорят «разрывом шаблона».

Как можно лишить ребенка его любимых макарон и йогуртов! Как можно убрать из рациона молоко и сыр, основные источники кальция! Мне было очень страшно, что я могу нанести непоправимый вред ребенку, и в то же время я понимала, что бесконечные расстройства желудка (притом, что врачи не обнаружили никакого воспаления или проблем с переносимостью молока или глютена), истощают организм дочки и влияют на ее поведение.

И я рискнула. В один день заменила пшеничные макароны на рисовые, а коровье молоко – на ореховое. Для спокойствия души выпросила у диетолога из поликлиники сироп с кальцием, который давала Лизе каждый день вместо кусочка сыра.

Некоторые родители пишут, что диета совершенно преобразила их аутичного ребенка – появился глазной контакт, исчезли навязчивые движения, даже «прорвалась» речь.

У нас таких чудес не случилось. Но зато наладилась работа кишечника, а рацион дочки стал намного разнообразнее – удивительно, но оставшись без своих любимых йогуртов и макарон, Лиза стала налегать на полезную еду. Я шучу, что у Лизы в нашем доме самое здоровое питание, и что если бы мне набраться силы воли и есть только ее завтраки, обеды и ужины, я скину все свои ненавистные килограммы и проживу до ста лет.

Судите сами: на завтрак у Лизы всегда полезная каша на ореховом молоке, вода и фрукты. На обед – суп на крепком мясном бульоне с большим количеством овощей, на ужин – мясо, рыба или тефтели с безглютеновыми макаронами и свежим огурцом.

Самое любимое лакомство – черника, груша, клубника и … авокадо!

В школе Лизе тоже организовали отдельное питание. Хотя больше никто из детей не соблюдает диету, каждый день повар Анушка готовит для Лизы отдельное, согласованное со мной блюдо, за что я ей очень благодарна.

Год назад я решилась на более интенсивное (и более дорогостоящее) биомедицинское вмешательство. Я получила грант благотворительной организации Caudwell Children (o чем я писала в одном из предыдущих блогов), и с его помощью смогла оплатить консультацию у диетолога и натуропата, отправить Лизины анализы в современнейшие лаборатории в Британии и США и на основании полученных результатов и составленного натуропатом плана лечения купить необходимые препараты.

Исключить молочные продукты и глютен

Теоретические изыскания ученых, занимающихся изучением вопросов аутизма, привели их мысли о том, что проявление синдрома тесно связано с нарушениями функционирования иммунной системы, а именно своего рода аллергической реакцией на некоторые белки.

При нарушении выработки ферментов, призванных расщеплять казеин – белок, содержащийся в молоке, необработанный протеин преобразуется в пептиды, которые попадая в мозг с током крови действуют на подобие наркотических веществ – опиатов, нарушая работу мозга.

Второй белок, который может взывать подобную реакцию – небезызвестный глютен, протеин, входящий в состав пшеницы, ржи, ячменя и овса. Одним из признаков непереносимости глютена является постоянная беспричинная диарея, избавиться от которой можно только отказавшись от продуктов с клейковиной.

Таким образом, исключив полностью все продукты, содержащие опасные протеины можно добиться полного восстановления социальных, эмоциональных и речевых функций ребенка.

Надо сказать, что однозначного научного подтверждения теории внешних факторов и влияния диеты на состояние детей с аутизмом до сих пор нет, хотя исследования в этом направлении ведутся зарубежными учеными. Многие родители таких особенных деток, испробовав безглютеновую и безказеиновую диету, отмечают явное изменение их состояния в лучшую сторону.

Fotolia

Рекомендуемые продукты

* Побольше овощей: цветная капуста, брокколи, стручковая фасоль, кабачки, баклажаны, морковь, лук-порей и репчатый, огурцы, свекла, грибы (немного), тыква, салат, и др

Далее: картошка, каштаны (осторожно, они не все съедобные), крахмалосодержащие (чечевица, бобы, горох) — этого тоже немного

* Мясо: любое (если нет аллергии — проверьте, может быть аллергия на говядину, т.к. ее протеины «напоминают» молочные

Осторожно с колбасными изделиями, которые могут содержать композанты молока ; проверяйте этикетки ветчины, колбас, сосисок и т.д

* Рыба: предпочитайте маленькую (предпочтительно жирную или «голубую» из-за Омега-3) : сардины, скумбрию, кильку, селедку чтобы избежать перенасыщенности ртутью больших рыб (тунец и др.). Однако, Балтийское море полно диоксина, который не выводится из организма…

* Десерт: во-первых, фрукты; бананы, виноград (хорошо для дезинтоксикации), груши, сливы, ананас, абрикос, и т.д. свежие или в компотах. Домашняя выпечка из муки каштанов, риса, гороха, гречки, крахмала, масла (оливки, грецкий орех, подсолнечное, виноградных косточек, если найдете — пальмовый маргарин или растительный маргарин), яиц (нельзя только если есть аллергия, а так в выпечке они легко усваиваются), мало сахара, но можно мед, стевию, изюм и т.д.

* Вода: как можно больше для вывода шлаков, попеременно мягкую (Volvic и др) и минерализованную (см. этикетки по минерализации), сок : ананас, абрикос, изюм, морковь, апельсиновый и соки красных ягод можно включать, если нет на них реакции.

* Добавки в салат: растительное масло (оливки, тыквенные косточки — самое лучшее от глистов, подсолнух, грецкий орех, виноградные косточки) и травы (кинза и молотый кориандр для детоксикации, лук и чеснок, укроп, петрушка, базилик и т.д).

* Завтрак: сухофрукты (изюм, чернослив и др.), орехи, злаки без глютена, яйца, ветчина (варите сами свинину на медленном огне несколько часов), домашняя выпечка, мед, варенье и фруктовое пюре без сахара (можно с фруктозой), рисовое, кокосовое и миндальное молоко, хлеб без глютена и галеты, блины, оладьи и домашние вафли.

* Полдник: Фрукты, фруктовые пюре и компоты, домашняя выпечка.

Результаты исследования

(См таблицы 1 и 2)

Оценка симптомов аутизма,

Баллы (чем выше, тем сильнее проявления)

Группа I

 (Кето-питание)

Группа II

(БГБК диета)

Группа III

(контрольная, без специальных ограничений)

По шкале CARS

Стартовые (начало исследования)

Результат

41,70 ± 5,52

33,70 ± 4,22

39,17 ± 4.89

34,27 ± 3.28

38,73 ± 5.52

38,93 ± 5,23

По шкале ATEC

Стартовые

Результат

 

58,0 ± 16,32

44,00 ± 18,61

 

64,13 ± 17,77

42,13 ± 15,82

 

62,82 ± 18,14

61,60 ± 16,17

Отдельные показатели по шкале ATEC
Речевые навыки

Стартовые

Результат

 

23,70 ± 6,72

17,90 ± 4,84

 

21,20 ± 8,14

15,47 ± 3,78

 

22,93 ± 11,54

23,00 ± 11,33

Коммуникабельность

Стартовые

Результат

 

18,50 ± 4,72

15,00 ± 4,90

 

17,53 ± 4,41

17,53 ± 4,17

 

17,87 ± 2,80

17,93 ± 2,43

Когнитивные способности

Стартовые

Результат

19,90 ± 5,88

14,10 ± 4,36

18,33 ± 7,00

15,07 ± 5,41

19,33 ± 6,77

19,40 ± 6,95

Поведенческие проблемы

Стартовые

Результат

12,50 ± 2,84

11,30 ± 2,45

16,53 ± 6,73

11,80 ± 4,78

13,73 ± 4,17

13,72 ± 4,18

CARS — Childhood Autism Rating Scale

ATEC — Autism Treatment Evaluation Checklist https://www.autism.com/ind_atec

% Улучшения симптомов Группа I

 (Кето-питание)

Группа II

(БГБК диета)

Группа III

(контрольная, без специальных ограничений в питании)

По шкале CARS18,9511,47-0,70
По шкале ATEC21,5218,49-0,74
Отдельные показатели по шкале ATEC
Речевые навыки23,4320,99-0,79
Коммуникабельность17,960,46-1,12
Когнитивные способности28,0910,87-0,11
Поведенческие проблемы7,2422,260,00

CARS — Childhood Autism Rating Scale

ATEC — Autism Treatment Evaluation Checklist https://www.autism.com/ind_atec

В кето-группе

Треть участников «сошли с дистанции», — пятеро из пятнадцати детей не смогли качественно соблюсти диету (в группе БГБК диеты все успешно добрались до финиша). У оставшихся 10 детей в группе Кето были отмечены значительные улучшения в:

  • Оценках по шкале детского аутизма (CARS)
  • Итоговых баллах ATEC, как и показателях ATEC по речи, общительности и когнитивной способностях.

Хотя поведенческие проблемы в этой группе и уменьшились, но статистически значимых изменений они не составили.

В БГБК группе

Все участники этой группы смогли успешно соблюдать предписанную им диету до конца эксперимента и впоследствии показали улучшения в:

  • Баллах по шкале детского аутизма (CARS)
  • Итоговых оценочных показателях по ATEC, как и показателях по поведенческим и речевым навыкам.
  • У них также наблюдались улучшения когнитивных способностей, однако статистически они оказались менее значимыми.

В кето-группе улучшений в показателях CARS и ATEC было заметно больше, чем в группе БГБК.

В контрольной группе существенных изменений НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ ни по одному показателю!

Пожалуй, самым значимым результатом исследования стал сам факт строгого соблюдения специальной диеты при аутизме. Как БГБК, так и кето-группа показали существенные улучшения по сравнению с контрольной группой (не следовавшей специальной диете). Как видно из таблиц, результаты, достигнутые посредством кето и БГБК питания, различаются, но в целом они ещё раз подтверждают эффективность элиминационных диет для облегчения симптомов аутизма.

Вредные продукты

Больным аутизмом вредят следующие продукты:

  1. С глютеном: пшеница, ячмень, перловка, рожь, овес, готовые завтраки из злаков, хлеб, кондитерские изделия, шоколад, солод, крахмал, колбасы, готовые фарши, консервы, соусы, чай и кофе, какао, алкоголь на основе злаковых культур.
  2. С казеином: молочная продукция, маргарин, мороженое, пища с соей в составе, сода, фосфаты, пищевые красители, консерванты, сахар, сахарозаменитель.

Иногда встречается индивидуальная непереносимость кукурузы, риса, яиц, цитрусовых, томатов, яблок, какао, грибов, арахиса, шпината, бананов, гороха, фасоли, бобов.

Не стоит есть крупную рыбу, так как в ней много ртути. Стоит исключить и морепродукты Балтийского моря, поскольку в них повышено содержание диоксина, не выводимого из организма.

Обучение и воспитание ребенка с аутизмом

Так как аутизм не поддается излечению, то основным методом борьбы с ним может быть только коррекция. Развитие основных навыков у детей с аутизмом сложный процесс, который требует от родителей полной самоотдачи. Если обычные дети могут учиться новому подражая взрослым, то ребенок-аутист не пытается никого наследовать, ведь он не наблюдает за поведением окружающих. Процесс обучения даже элементарным бытовым умениям у детей с диагнозом аутизм сопряжен с преодолением барьера, который выстраивает вокруг себя ребенок, и страхов, которые представляет для малыша все новое.


От усилий родителей зависит адаптация ребенка

Сложность в воспитании ребенка-аутиста представляет и то, что единожды столкнувшись с неудачей он не захочет вновь повторять действие, начиная злиться и капризничать

Родителям важно создать атмосферу успеха вокруг своего чада, показать, что все у него получается, хвалить и поощрять

Лечится ли аутизм

Аутизм – явление очень сложное, многогранное и противоречивое. Как и в случаях с любыми другими хроническими состояниями, не имеющими определенной природы и причины, от аутизма не существует одной-единственной таблетки или методики, способной гарантировать полное излечение в оговоренные сроки.

Все существующие на сегодняшний день профильные терапевтические методы направлены на повышение коммуникативных возможностей аутичных детей и взрослых, развитие у них необходимых навыков общения, поведения, самообслуживания и т. д. К таким методам относится и сенсорно интегративная терапия, которая помогает развивать когнитивные навыки.

Успех в борьбе с аутизмом во многом зависит от степени тяжести проявлений этого состояния. Так, ранний детский аутизм (РДА) по интенсивности симптоматики разделяется на четыре большие группы:

  • 4 группа – самая легкая степень, характеризующаяся излишней чувствительностью к чужому мнению, психологической уязвимостью и ранимостью;
  • 3 группа – повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами (например, рисовать картинки с одним определенным сюжетом ежедневно в течение нескольких лет), стремление абстрагироваться от внешнего мира в своей «раковине», однообразные не познавательные увлечения;
  • 2 группа – аутичный ребенок активно отвергает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ней. Общение с ограниченным числом людей, привередливость в еде и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против перемен, агрессия, аутоагрессия и т. д.;
  • 1 группа – аутист полностью отрешен от окружающей действительности, отсутствует какая бы то ни была социальная активность.

Разумеется, сравнительно быстро добиться высоких результатов у малыша с легкой формой РАС будет проще, чем у подопечного из первой или второй группы. Но даже вне зависимости от степени аутизма, вероятность полного излечения в наиболее краткие сроки значительно повышается при ранней постановке диагноза.

Существует множество примеров, когда двухлетних детей «выводили» из аутистического спектра за 1–1,5 года, тогда как четырехлетних – уже примерно за 5 лет и т. д. Согласно данным современной статистики, после прохождения специальной поведенческой терапии в общеобразовательные школы успешно интегрируются свыше 60% детей с аутизмом, диагностированным в возрасте до 3 лет

Потому особенно важно своевременно обнаружить аутизм у детей и купировать его в раннем возрасте. 

Диагностика аутизма у детей

Любой специалист, который обязан следить за детьми, должен тщательно следить за любыми признаками отставания в умственном и физическом развитии. Если врач наблюдает хотя бы один из тех признаков отставания в развитии, что перечислены ниже, то ребенка следует немедленно обследовать на предмет наличия аутизма.

  • В возрасте года ребенок не показывает на предметы, не пытается говорить, практически отсутствует жестикуляция;
  • К полутора годам ребенок не может произнести ни одного слова;
  • К двум годам ребенок не способен произнести фразу из двух слов, за исключением повторения услышанного;
  • При любом возрасте – потеря навыков коммуникации.

Если после процедуры скринингового обследования не было выявлено признаков отставания в развитии, то в большинстве случаев ребенку не нужен какой-либо дополнительный осмотр до следующего планового медицинского осмотра.

Опросники для диагностики аутизма

Чтобы определить поведение, которое обычно свойственно для детей, страдающих аутизмом, а также определить насколько сложно в лечении будет заболевание, используются специальные наборы вопросов. В зависимости от того, каковы симптомы, могут использоваться различные наборы вопросов. Большинство из них включают в себя такие вопросы как:

  • Скрининг общей патологии психического развития. Этот набор вопросов задается родителям, он необходим для выявления ранней стадии аутизма;
  • Список моделей поведения, свойственного аутизму. Его заполняет учитель ребенка;
  • Интервью. Данное интервью, которое структурировано особым образом, помогает получить от родителей ребенка множество информации о наличии и сложности заболевания;
  • Исправленный список для выявления патологий в развитии у детей, начавших ходить. Как правило, данный список используется при осмотре детей старше двух лет. В данный момент идет работа над улучшенной версией списка, который сможет помочь при выявлении аутизма в средней стадии развития;
  • Скрининг аутизма. Применяется только если ребенок старше 3 лет;
  • Специальная шкала для оценки уровня имеющегося аутизма. Этот вид теста показывает, в какой мере поведения ребенка отличается от поведения среднего ребенка той же возрастной группы;
  • Наблюдение для диагностирования аутизма. В этом случае специалист смотрит над тем, насколько ребенок успешен в социальном взаимодейтсвии.

Физический осмотр для выявления раннего аутизма

По мере физического осмотра специалист проверяет, есть ли некоторые симптомы, которые характерны для аутизма. Если ребенок проверяется на аутизм, то могут быть проведены следующие проверки:

  • Измерение охвата головы – чтобы убедиться, что размеры головы в норме. У больных аутизмом голова часто меньше или больше нормы;
  • Стандартные тесты, которые призваны убедиться, не вызвано ли нарушение в развитии потерей слуха или зрения;
  • Проверка рефлексов, поскольку многие дети с аутизмом имеют заторможенные рефлексы;
  • Ребенок взвешивается и у него измеряется рост, чтобы убедиться в том, что ребенок растет нормально;
  • Визуально осматриваются ноги, голова, руки – для того, чтобы удостовериться в отсутствии врожденных болезней;
  • Оценка тех повреждений, которые нанесены себе самим ребенком. В отдельных случаях, причинами нанесения ребенком вреда самому себе могут служить инфекция или какое-либо ранение;
  • Упражнения на определение доминирующей руки.

Если ребенок страдает от аутизма, то данная проверка может затянуться, поскольку у аутистов данное определение происходит замедленно.

Аутизм и микрофлора кишечника

Было высказано предположение, что изменения в микрофлоре кишечника играют роль при аутизме. Эти исследования осложняются тем, что люди, страдающие аутизмом, часто принимают антибиотики, зачастую вынуждены придерживаться специальных диет, являются очень придирчивыми к еде и часто имеют повторяющееся диетическое поведение. Каждый из этих моментов может изменить микрофлору ребенка. Все это создает определенные трудности в определении того, являются ли эти изменения причиной или следствием аутизма, или его лечения.

В связи с тем, что изучение кишечника человека на молекулярном уровне является достаточно трудной задачей, некоторые исследователи изучали влияние микробиоты на развитие мозга и его функции при аутизме на специально выведенных мышах. Эти исследования установили связь между микрофлорой и аутистическим поведением, но не основные механизмы. То есть, до сих пор не ясно, могут ли изменения микрофлоры в кишечнике вызывать признаки аутизма.

Некоторые исследования указывают на то, что серотониновая система участвует в развитии желудочно-кишечных симптомов при аутизме. Эти исследования проводились с использованием мышей с генетической мутацией, наблюдаемой у людей, страдающих аутизмом, которая влияет на желудочно-кишечный тракт и функцию серотонина. Эти мыши имеют черты, сходные с чертами некоторых людей, страдающих аутизмом.

Хотя связь в настоящее время не ясна, возможно, что прорыв в лечении аутизма может быть напрямую связан с решением проблем желудочно-кишечного тракта. Исследователи пытаются выяснить, являются ли желудочно-кишечные симптомы причиной болезненного состояния психики, что может быть ключом к его физическому и биохимическому развитию.

Совершенно ясно, что важность правильного диагностирования и лечения желудочно-кишечных расстройств у людей с аутизмом крайне важна. Любой человек, страдающий желудочно-кишечными расстройствами будет испытывать трудности с фокусировкой на умственных задачах

Это может иметь различные последствия для многих вмешательств, применяемых для лечения аутизма.

Симптомы детского аутизма

Аутизм представляет собой патологию головного мозга, при которой возникают определенные сложности при коммуникации. При данном заболевании отдельные участки мозга не работают согласованно, как должны были. В большинстве случаев симптомы могут быть замечены в возрасте до трех лет. Даже если заболевание вызвано наследственными причинами, то это вовсе не значит, что малыш будет вести себя тем же образом, что и больной родственник. Симптомы детского аутизма достаточно многогранны. Большинство исследователей этого заболевания делят всех детей на четыре группы. У каждой группы симптоматика заболевания описывается по тому, как тяжело проявляется аутизм.

Первая группа

В первую группу входят дети, страдающие самой глубокой степенью заболевания. Обычно у таких детей не является возможным даже войти в зрительный контакт – они никогда не смотрят целенаправленно, не обращаются к другим людям даже жестами и не реагируют, когда к ним обращаются. 

В большинстве случаев дети первой группы не используют речь. Только в исключительных случаях ребенок может произнести фразу или слово, которые использовались известным ему человеком в подобной ситуации. Дети данной группы могут на протяжении часов смотреть в окно, совершенно не двигаясь или же немного раскачиваясь. Однако, хотя ребенок и кажется индифферентным к окружающему миру, они все же могут выйти из равновесия, особенно если что-то изменилось в обстановке (например, была убрана любимая рекламная вывеска на улице). При этом ребенок может выражать дискомфорт при помощи плача, криков или приступов самоагрессии.

Вторая группа

Во второй группе симптомы заболевания выражаются уже в меньшей степени. Дети этой группы уже могут вполне адекватно вести себя в привычной для них обстановке, то есть если соблюдается привычный им распорядок дня. Однако попадая за пределы такой обстановки ребенок испытывает страх и самоагрессию. Как правило, детский аутизм вообще почти всегда вызывает появление страхов, которые не являются типичными для ребенка данного возраста.

Например, ребенок может не боятся незнакомых собак или темноты, но пугаться при необходимости испачкать руки или зайти в туалет. Самоагрессия у детей, страдающих от аутизма, в ситуациях, которые являются критичными для самого ребенка, наблюдаются практически всегда. Ее проявления могут быть как крайне опасными для самих детей, так и выражаться, к примеру, сдиранием заусениц до крови. Речь у ребенка данной группы развита в степени, далекой от нормальной, однако он все же, при необходимости, может выражать свои потребности и говорить. Разговор с таким ребенком напоминает беседу с иностранцем, который только недавно выучил язык – ребенок говорит о себе в третьем лице, путает местоимения, использует только фиксированные фразы, которые были им услышаны в сходной ситуации или вычитаны из книг.

Третья группа

Дети, входящие в третью группу, на первый взгляд не выглядят отрешенными или замкнутыми. Они часто и много разговаривают и в большинстве случаев обладают немалым словарным запасом, однако их речь обращена не к собеседнику. При любой попытке общения ребенок словно бы старается выплеснуть предмет своих интересов. При первом разговоре это часто можно даже не заметить, однако при наблюдениях за разговорами ребенка с другими людьми можно видеть, что со всеми он разговаривает только об этом. В область интересов могут входить разнообразнейшие темы – дорожные знаки, история родного края, автомобили, рыцари и т.д. Сфера интересов изучается им в малейших подробностях. Как правило, дети, больные аутизмом, обладают практически абсолютной механической памятью, что позволяет ребенку рассказывать прочитанное или услышанное почти что наизусть, при этом постоянно увеличивая темп беседы и захлебываясь в словах. При всей своей кажущейся сверхразвитости, ребенок, входящий в эту группу, весьма доверчив, раним, страдает от множества страхов и не понимает юмора.

Четвертая группа

Четвертой группе детей-аутистов свойственны только легкие симптомы.

Ребенок этой группы может общаться с другими людьми, однако совершенно теряется при любом сопротивлении со стороны этих людей. Как и представители других групп, он является медлительным и неловким в движениях, обладает скудными жестами и мимикой.

Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector