Аутизм у детей. Симптомы, признаки и лечение

21.12.2019

Симптомы по возрасту

Симптомы, признаки аутизма у детей до года:

  • В младенческом возрасте не наблюдается улыбка и другие яркие проявления эмоций. Взгляд малыша фиксируется на одном неодушевленном предмете. Комплекс оживления не прослеживается, малыш не жестикулирует, не гулит, не лепечет и не отзывается на свое имя.
  • Такие дети способны на протяжении нескольких часов тихо играть. Внешне создается впечатление очень спокойного ребенка.
  • Атипический аутизм, который сопровождается умственной отсталостью, встречается довольно редко, при этом перечисленные признаки могут сопровождаться появлением конвульсий и развитием эпилепсии.

Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:

Ребенок замкнут, говорит плохо или вовсе молчит. Иногда он может прекратить разговаривать в возрасте 18 месяцев. Если все же разговаривает, то в разговоре про себя говорит во втором или третьем лице. Расстройство речи проявляется в повторении услышанных обрывков фраз.
Стремятся к самообслуживанию и таким образом достигают независимости от близких.
Отрешенность проявляется в нежелании встречаться взглядом с собеседником.
Дети, страдающие от аутизма, могут быть гиперактивны или же, наоборот, излишне спокойны, но чаще они проявляют повышенную активность.
Чаще им свойственна особая походка с передвижением на цыпочках и широкими взмахами руками.
Движения механические и однообразные, часто ритмичные (например, раскачивание на стуле).
Характерны необычные увлечения. Ребенок может долгое время играть с водой или светом, включая или выключая кран и выключатель

Как правило не требует внимание сверстников, он активно избегает компании детей. В коллективе возможно проявление агрессии, как к самому себе, так и к окружающим

У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками. Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко.

Аутисты пугливы. Окружающий мир для них опасен своей неизвестностью. Они предпочитают не выходить из своей комнаты и пребывать в одиночестве. При смене обстановки нередки истерики — таким способом ребенок пытается преодолеть свой страх.
Среди внешних признаков, по которым можно отличить некоторых детей-аутистов, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю треть лица.

Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:

  • Основным проявлением расстройства является нарушение социальной адаптации ребенка. Он избегает коллектива и всеми способами пытается изолироваться от других детей.
  • Сортирует личные вещи в определенном порядке, он может учитывать форму, цвет предмета или материал, из которого тот изготовлен. В его комнате все расставлено на определенных местах – таким способом малыш создает комфортную обстановку защищенности.
  • При несвоевременной коррекции поведения ребенок становится замкнутым, у него прогрессирует речевая дисфункция. Внести перемены в его жизнь становится все труднее. Страх может перерождаться в поведение, которое сопровождается ритуалами и навязчивыми мыслями.
  • Чаще всего аутисты гиперактивны, им сложно сидеть на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдается нарушение мелкой моторики.

Признаки аутизма у детей школьного возраста:

  • Наблюдается избирательность в предпочтении к любимым предметам. Обычно дети проявляют интерес к математике, музыке или рисованию. Нередки случаи чрезвычайных интеллектуальных способностей в выбранной области знаний.
  • Чаще у таких детей возникают сложности с концентрацией внимания на общих предметах, при этом к любимым занятиям появляется выраженная сосредоточенность.
  • Возможны сложности при чтении книг вслух.
  • Ребенок молчалив и прибегает к речи только в том случае, когда хочет сообщить о какой-либо острой потребности. В целом такие дети самостоятельны и независимы от окружающих.
  • Пищевые предпочтения имеют свои особенности. Аутисты подходят избирательно не к вкусовым качествам блюд, а к цвету и форме посуды, а также ко времени приема пищи.

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  • Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  • Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  • Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

Этапы лечения аутизма

  • Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • Устранение неконструктивных форм поведения:
    агрессии и самоагрессии
    ухода в себя и зацикленности
    страхов и навязчивостей
  • Обучение подражанию и наблюдению
  • Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • Обучение эмоциональному контакту

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедические занятия

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Медикаментозная терапия

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.

К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.

Интеллектуальное развитие аутиста

Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.

При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.

Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.

Внешние признаки как выглядит ребенок с аутизмом

Особенности детей с аутизмом могут проявиться в раннем возрасте. Как правило, если РДА в семье страдает второй ребенок, родители замечают странности очень рано, ведь им есть с кем сравнивать

Но если малыш — первенец, часто отклонения принимают за вариант нормы и не обращают на них внимание

Чтобы не пропустить момент появления первых симптомов заболевания, нужно понимать, как проявляется аутизм у детей. Причины, признаки этого расстройства должны знать все родители. Ребенка с РДА или РАС можно отличить по следующим критериям:

Основной помощью ребенку-аутисту станет коррекционная педагогика. Она включает в себя занятия с логопедами, специальными дефектологами, имеющими опыт и навыки работы с такими ребятишками

  1. отсутствию эмоций и мимики, жестикуляции;
  2. отсутствию оживления малыш не реагирует на приближение родителей, не тянется на руки, не отзывается на свое имя;
  3. отсутствию лепетной речи, которая у обычного ребенка является предвестником речи осознанной малыш не гулит, не пытается произносить слоги;
  4. странному для малыша спокойному и созерцательному поведению, заторможенности;
  5. задержке физического развития ребенок позже начинает сидеть, стоять, ходить.

Если речь у ребенка начинает появляться, то она отличается рядом особенностей. О себе он говорит в третьем лице, использует шаблонные, заученные речевые формы. Часто страдает эхолалией зеркально повторяет заданный ему вопрос или фразу.

Признаки аутизма

Они (признаки) проявляют себя сразу после рождения, но не каждый их способен распознать. Со временем ситуация ухудшается тем, что симптомы добавляются один к другому. И, как правило, к 3-хлетнему возрасту можно поставить ребенку безошибочно диагноз.

Неверным остается тот факт, что аутисты погружены в себя и отгораживаются от окружающей действительности. Это не совсем так. У них не формируются навыки общения. Другими словами, ребенок не осознает, что от него ждут определенного поведения.

Вся информация извне поступает ребенку в неестественном, особом восприятии. Не всю информацию способны понять такие малыши и осознать. Защищая себя от внешних раздражителей, ребенок выбирает определенный стереотип поведения и не выходит из этих рамок.

Диагностируя заболевание, иногда очень сложно выявить симптомы и еще сложней понять, откуда берется аутизм у детей.

Другие ранние признаки аутизма у ребенка

Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.

Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:

  • тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;

  • на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;

  • при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.

Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:

  • напряженная поза «столбиком» на руках матери;

  • частые необъяснимые рвоты и срыгивания;

  • отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).

Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов

Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:

Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.

Лечение

Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов

Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее

Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.

При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.

Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.

Поведенческая терапия

Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни

Важно не упускать ни одного момента

Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире

После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.

Занятия с логопедом

Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом

Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.

Освоение навыков самообслуживания

Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты

Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.

Лечение медицинскими препаратами

Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.

Виды аутизма и сходные с ним заболевания

Существуют различные виды расстройств аутистического спектра и связанные с ним патологии. Кроме того, существуют психоневрологические заболевания, напоминающие аутизм.

В современной классификации выделяют несколько основных типов патологии:

  • ранний детский аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • синдром Саванта;
  • атипичный аутизм.

Большинство врачей выделяют такое понятие, как расстройство аутистического характера. Существует также ряд заболеваний, одним из проявлений которых являются социальная, речевая и поведенческая дезинтеграция: болезнь Ретта, синдром гиперактивности и др.

Часто, говоря об аутизме у детей, подразумевают ранний детский аутизм. В медицинской литературе он также упоминается как синдром Каннера, по имени впервые описавшего его ученого. Обычно диагноз устанавливают после достижения ребенком возраста 1,5 лет. Психические нарушения затрагивают различные сферы жизни. В основном страдают три из них: социальное взаимодействие, речь, поведение.

Синдром Аспергера

Обычно заметен после трехлетнего возраста. Появляются некоторые симптомы аутизма, такие как отсутствие социальных навыки, стереотипная модель поведения или особый интерес к необычной деятельности. Типичным также является двигательная неуклюжесть и неловкость.

При синдроме Аспергера симптомы менее выражены, чем при раннем детском аутизме. Большинство детей имеет достаточно высокий уровень интеллекта. При правильной терапии они хорошо адаптируются в социуме и могут вести независимую жизнь.

Синдром Саванта

Такие дети часто имеют особые узкоспециализированные таланты. Некоторые становятся настоящими компьютерными гениями, другие обладают фотографической памятью или изучают языки в рекордно короткие сроки.

Дети с синдромом Саванта с большой настойчивостью занимаются любимым делом, но практически не обращают внимания на другие аспекты жизни. Поэтому часто испытывают сложности в адаптации к повседневной жизни.

Атипичный аутизм

Его еще называют ранним детским аутизмом с атипичным началом или необычной симптоматикой. Основные его отличия:

  • патология дебютирует после трехлетнего возраста;
  • имеются не все классические признаки.

У ребенка может наблюдаться нарушение коммуникации и отсутствовать стереотипность в действии, или наоборот. Однако в любом случае возникают сложности с адаптацией в социуме. Иногда атипичный аутизм наблюдается при хромосомных заболеваниях.

Высокофункциональный аутизм

Он не включен в официальную классификацию, тем не менее термин часто используют в клинической практике. К данной патологии относят людей с типичными симптомами аутизма и относительно высоким интеллектом, или особыми способностями в какой-либо сфере деятельности.

При высокофункциональном аутизме развитие языка значительно задерживается, поэтому часто впервые диагноз устанавливают в раннем детстве. Но даже если ребенок никогда не научится говорить, в дальнейшем он сможет самостоятельно жить и управлять своими действиями.

Синдром Ретта

Это психоневрологическое заболевание имеет схожие с аутизмом симптомы. Встречается почти исключительно у девочек, первые признаки появляются между 7 и 24 месяцами жизни.

Выглядит так, как будто ребенок «забывает» двигательные и речевые навыки, которые они уже успел до этого выучить. Руками он часто выполняет стереотипные, поглаживающие, «моющие движения».

По мере развития патологии пациенты теряют способность разговаривать. Происходит значительное снижение интеллекта.

Гиперактивные расстройства с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Их часто трудно отличить от аутизма. Например, существуют поведенческие проблемы, связанные со стереотипностью, умственной отсталостью, а иногда и самоповреждением.

Типичным для этих расстройств является то, что они не поддаются лечению с помощью лекарств. Кроме того, в период полового созревания начальная гиперактивность превращается в гипоактивность — отсутствие желания двигаться.

Методы лечения и коррекции

Родителям важно понимать, что помочь аутисту могут только специально обученные люди — они окажут поддержку и взрослым, которые часто просто не знают, как вести себя с собственным ребенком. Главная задача специалистов и родителей сводится к коррекции имеющегося состояния.. Основные виды методик:

Основные виды методик:

  1. речевая терапия. Как правило, проводится вместе с логопедом, который помогает наладить навыки произношения, улучшить функции речи;
  2. самообслуживание. Цель — научить ребенка простым вещам: чистить зубы, умываться и т.д. (детям с расстройством крайне сложно понять необходимость таких манипуляций);
  3. создание комфортной среды. Крики, ссоры, смена обстановки и прочие подобные факторы должны быть исключены из жизни малыша. Эта задача ложится на плечи родителей;
  4. социализация. В ходе занятий деток знакомят с новыми людьми, рассказывают о правилах, установленных в обществе, учат взаимодействовать с окружающими и т.д.;
  5. развивающие занятия. Здесь ребят увлекают логическими задачами, головоломками и прочим. В процессе игры специалист старается максимально вывести пациента на контакт;
  6. физические нагрузки. Легкая физкультура полезна всем, поэтому ее также проводят.

Перечисленные методики являются основными, кроме них существуют и альтернативные подходы к коррекции. Кроме того, в специальных школах и центрах к ребенку не будут относиться настороженно, ведь здесь они не отличаются от других, что крайне важно для его социализации. Часто в дополнение назначаются медикаментозные средства для улучшения работы головного мозга, снятия агрессии или прочего

Часто в дополнение назначаются медикаментозные средства для улучшения работы головного мозга, снятия агрессии или прочего.

Выбор лекарств зависит от результатов комплексного обследования ребенка.

Аутизм психологическое нарушение

Лео Каннер считал причиной возникновения аутизма органическое поражение мозга, однако в 1950-х годах дальнейшее развитие получило высказанное им предположение о психологических причинах. В своей знаменитой статье 1943 года Каннер отмечал, что родители его пациентов занимались интеллектуальной работой (среди них были психологи и психиатры), были слишком заняты собой и не уделяли достаточно внимания детям, в чем видел возможную причину нарушений. Теперь известно, что аутизм проявляется независимо от социального положения.

Хотя Лео Каннер впоследствии отказался от идеи психологической вины «слишком интеллектуальных» родителей, эта мысль получила в 1950-х годах дальнейшее развитие в работах Бруно Беттельхейма, который был признан одним из ведущих экспертов по аутизму, хотя и не был психиатром или психологом. Беттельхейм выдвинул теорию «матери-холодильника», утверждал, что аутизм — психологическое нарушение, вызванное холодным отношением родителей к ребенку. Даже в 1981 году он писал, что всю свою жизнь работал с детьми, чьи жизни были разрушены, потому что матери ненавидели их.

Установка Беттельхейма была единодушно принята и доминировала до начала 1960-x годов, соответственно, главным методом лечения стал модный тогда психоанализ. Некоторые специалисты до сих пор разделяют такую точку зрения; к примеру, во Франции психоанализ в качестве основного средства лечения аутизма стал подвергаться критике только в 2012 году.

Во многих странах применение этой теории принесло немало горя детям с аутизмом и их семьям. Нас это тоже не обошло стороной. Когда Петя был еще совсем маленьким, двое из смотревших его специалистов — психологов и психиатров, в России и Франции, — настаивали, что еще в период беременности я плохо относилась к моему мальчику, а в раннем детстве не замечала его и не разговаривала с ним.

Виды и классификация

Всего выделяют четыре вида аутизма:

  1. Синдром Каннера. Его признаками являются склонность к изоляции от общества, скудный словарный запас, слабое развитие речи.
  2. Синдром Аспергера – легкая форма аутизма, проявляющаяся у детей примерно в семилетнем возрасте. У больных с данным диагнозом отмечаются проблемы с интонацией и громкостью речи, координационные нарушения, склонность зацикливаться на одном занятии или изучении одного предмета, категоричность в суждениях. При этом они имеют высокий уровень интеллекта и нормальные речевые навыки.
  3. Синдро Ретта – заболевание нервной системы, обусловленное нарушениями в Х-хромосоме. Развивается у девочек, так как мальчики с подобным диагнозом погибают еще не родившись. Обычно проявляется на 8-ом месяце жизни малышей. Характеризуется глубокой аутичностью. Симптомами заболевания являются: слаборазвитая речь, пассивность, координационные нарушения, замедление роста головы, недоразвитость мозга, проблемы с костной и мышечной системой, признаки эпилепсии, умственная отсталость. Научиться разговаривать такие дети могут лишь к пяти-шести годам. Заболевание является врожденным и плохо поддается коррекции.
  4. Атипичный аутизм – приобретенная форма, проявляющаяся у взрослых. Развитие патологии сопровождается поражением мозга. Характеризуется выраженными речевыми и двигательными нарушениями.

В соответствии с современной классификацией заболевание разделяют по группам:

  • первая – больные, не взаимодействующие с окружающим миром;
  • вторая – замкнутые люди, которые имеют любимое увлечение и способны заниматься им часами. Они могут на протяжении длительного времени не спать и не испытывать потребности в еде;
  • третья – больные, не воспринимающие общественных норм;
  • четвертая – взрослые люди, не способные справляться с проблемами, имеющие склонность обижаться и винить окружающих в своих неудачах;
  • пятая – аутисты с нормальным или высоким уровнем интеллекта, которые независимо от поставленного диагноза адаптируются в обществе.

Среди пациентов, относящихся к пятой группе немало ученых, писателей и музыкантов.

Признаки

Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.

Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.

Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:

  • грудничок не стремится прижаться к матери;
  • не просится на ручки;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда реагирует на звуки;
  • не всегда откликается на свое имя;
  • преобладает периферическое зрение — малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.

Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.

Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.

По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:

Социальные

  1. Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
  2. Избегает зрительного контакта — выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
  3. Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
  4. Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
  5. Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
  6. Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек — малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.

Коммуникационные

  1. У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
  2. Малыш редко улыбается в ответ.
  3. Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
  4. Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
  5. В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.

Монотонность

  1. Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
  2. С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
  3. Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
  4. Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
  5. Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.

Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.

Причины аутизма

Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.

Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.

В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:

  • врождённые и приобретённые заболевания головного мозга и ЦНС (энцефалиты, аномалии развития головного мозга);
  • эндокринные нарушения;
  • отравление ртутью;
  • бесконтрольный приём антибиотиков;
  • действие химических реагентов на организм мамы, в период вынашивания плода;
  • наркомания беременной.

Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.

Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector