Синдром раннего детского аутизма

21.12.2019

Лечение раннего детского аутизма

Лечбно-коррекцтонные программы раннего детского аутизма чаще всего заключаются в проведении специфической психотерапии и коррекции поведения:

  • ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) исходит из предположения о том, что аутизм нельзя вылечить, но возможно приспособление ребенка к внешнему миру путем выработки у него социальных навыков с помощью тренировки и подкрепления нужного поведения.
  • Музыкотерапия и арттерапия помогают не речевому ребенку выразить себя, научиться игре. Использование вибрации и специальных компрессионных кроватей дают ребенку приятные ощущения, расслабляют.
  • Специальные коррекционные программы направлены на работу со страхами и другими эмоциональными проблемами аутиста, либо обучения знаниям и навыкам.
  • Семейная психотерапия призвана налаживать отношения в семье особого ребенка с учетом его потребностей. Одна из важнейших задач семейной психотерапии — поддержка родителей и других членов семьи, а также адекватного отношения к больному ребенку.

Классический аутизм Синдром Каннера

В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название синдром Каннера или классический аутизм.

Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности. В пример приведено описание одного из больных аутизмом Каннера опубликованное в 1956 году:

Лео Каннер утверждал, что дети с аутизмом очень многого могут достичь в науке, они могут жить полноценной жизнью, если найдут свои интересы и увлечения.

История показывает, что многие люди, у которых бы в наше время диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в искусстве, математике, науке и литературе.

И помните – «Аутисты нуждаются в принятии, а не лечении»

Что такое детский аутизм

Детский аутизм – это расстройство, появляющееся из-за нарушений в развитии головного мозга.

Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.

Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель. Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» — демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме. По одному симптому невозможно определить детский аутизм.

Для диагноза характерны:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаток взаимодействий социального характера;
  • повторяющиеся действия, ограниченность интересов.

Что это за болезнь

Аутизм является психическим расстройством, которое выявляется в основном у детей. Во взрослом возрасте патология диагностируется в крайне редких случаях.

Большая часть родителей слышат подобный диагноз, когда их ребенок находится в возрасте от трех до пяти лет. Именно в этот период симптомы максимально заметны, и их невозможно спутать с другими видами психических заболеваний.

Хотя признаки начинают проявляться гораздо раньше указанного возраста. Существует множество определений, характеризующих аутизм. В переводе слово значит — «внутри себя». Большая часть специалистов признают патологию расстройством развития, характеризующимся максимальной погруженностью в собственный мир, а также выраженным дефицитом эмоций, интересов, социального взаимодействия и общения.

Со стороны может показаться, что внешний мир, со всеми его правилами и нормами, вообще не тревожит ребенка с подобным расстройством. Он живет в себе, и его это полностью устраивает, но вылечить патологию невозможно.

Мальчики страдают от патологического состояния гораздо чаще, чем девочки.

Диагностика аутизма

Чаще всего ненормальное поведение ребенка первыми замечают родители. Быстрее всего это происходит в тех семьях, в которых уже есть дети и имеется возможность сравнения. Чем раньше будут замечены нарушения, тем лучше. Это позволит начать лечение с привлечением профессионалов. В дальнейшем ребенок с аутизмом легче войдет в социум, у него появится больше шансов стать полноценным членом общества.

Существуют специализированные тесты, которые позволяют выявить детей с аутизмом. Их должны пройти родители. Также врач изучает поведение ребенка в привычной для него среде.

Тестирование проводят с использованием следующих методик:

  • ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

  • ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма.

  • CARS – шкала рейтинга детского аутизма.

  • ABC – поведенческий опросник для диагностики аутизма.

  • ATEC – контрольный список оценки показателей аутизма.

  • CHAT – опросник по аутизму у маленьких детей.

Кроме того, существуют инструментальные методики обследования, которые позволяют уточнить диагноз:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга.

  • Электроэнцефалография, позволяющая исключить очаги эпилептической активности.

  • Проверка слуха у сурдолога. Это исследование позволит исключить тугоухость, как причину нарушения речи.

Чтобы научиться правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом, родители должны понимать, что с ним происходит. В этом поможет представленная в таблице информация.

Как воспринимает поведение ребенка взрослый
На самом деле это не…
Объяснение поведения ребенка

Рассеянность
Неорганизованность
Проблемы с памятью

Лень
Попытка управлять взрослым человеком
Непослушание
Отказ от выполнения прямых обязанностей

Он не может понять, что хочет от него другой человек
Ребенок пытается отрегулировать сенсорные системы
Ребенок своеобразно реагирует на смену обстановки или другой стрессовый фактор
Ребенок находится в состоянии тревоги

Противность переменам
Приоритет однообразным действиям
Расстройство при любых переменах
Повторение действий

Своеволие
Ригидность
Пассивность
Нежелание идти на контакт

Ребенок не понимает, как ему выполнить указания другого человека
Ребенок пытается не нарушить порядок и сохранить предсказуемость
Ребенок не может оценить ситуацию со стороны

Импульсивность
Неподчинение инструкции
Своим поведением ребенок мешает другим людям

Провоцирование других людей
Непослушание
Эгоистичность
Попытка привлечь к себе внимание

Ребенок не может разграничить общие и абстрактные понятия
Информация до него доходит с трудом

Ребенок избегает определенных звуковых и световых раздражителей
Ребенок не смотрит в глаза
Ребенок трогает другие предметы и крутит их
Ребенок нюхает другие предметы

Погрешности в воспитании, которые отразились на поведении ребенка
Непослушание

Головной мозг воспринимает сигналы извне не так, как у здоровых людей
У ребенка имеются сенсорные нарушения
Звуковая, зрительная и обонятельная чувствительность у малыша повышена

Синдром Ретта

Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. Это расстройство, как правило, обнаружили в первые два года жизни.

При синдроме Ретта проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них очень часто проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук.

Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта.

В возрасте с 1 до 4 лет, социальные и речевые навыки ухудшаются. Ребёнок замолкает и появляется незаинтересованность в других людях.

Синдром Ретта также вызывает проблемы с мышцами и координацией. Бег и ходьба становятся неуклюжими, прерывистыми.  Дети с этим синдромом часто страдают неравномерным дыханием и судорогами.

Статья в тему:  12 Признаков аутизма у взрослых

В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).

Несмотря на трудности связанные с симптомами, многие люди с синдромом Ретта приспосабливаются к нормальной жизни, главное для них чувствовать любовь и поддержку близких.

Синдром Аспергера

  • Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
  • Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
  • Узкий и своеобразный круг интересов.
  • Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
  • Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
  • Неуклюжесть, угловатая моторика.
  • Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
  • Может испытывать специфические страхи.
  • Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
  • Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
  • Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.

Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости

Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность

Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.

Внешние признаки как выглядит ребенок с аутизмом

Особенности детей с аутизмом могут проявиться в раннем возрасте. Как правило, если РДА в семье страдает второй ребенок, родители замечают странности очень рано, ведь им есть с кем сравнивать

Но если малыш — первенец, часто отклонения принимают за вариант нормы и не обращают на них внимание

Чтобы не пропустить момент появления первых симптомов заболевания, нужно понимать, как проявляется аутизм у детей. Причины, признаки этого расстройства должны знать все родители. Ребенка с РДА или РАС можно отличить по следующим критериям:

Основной помощью ребенку-аутисту станет коррекционная педагогика. Она включает в себя занятия с логопедами, специальными дефектологами, имеющими опыт и навыки работы с такими ребятишками

  1. отсутствию эмоций и мимики, жестикуляции;
  2. отсутствию оживления малыш не реагирует на приближение родителей, не тянется на руки, не отзывается на свое имя;
  3. отсутствию лепетной речи, которая у обычного ребенка является предвестником речи осознанной малыш не гулит, не пытается произносить слоги;
  4. странному для малыша спокойному и созерцательному поведению, заторможенности;
  5. задержке физического развития ребенок позже начинает сидеть, стоять, ходить.

Если речь у ребенка начинает появляться, то она отличается рядом особенностей. О себе он говорит в третьем лице, использует шаблонные, заученные речевые формы. Часто страдает эхолалией зеркально повторяет заданный ему вопрос или фразу.

Признаки аутизма у ребенка

Ученые выделили 4 основных признака, которые характеризуют аутизм, как заболевание:

Нарушение социального поведения

Нарушение социального взаимодействия проявляется следующими симптомами:

Ребенок избегает контакта «глаза в глаза». Его взгляд направлен как бы сквозь человека.
Мимика ребенка не выразительная, не соответствует ситуации. Ребенок не смеется, когда его пытаются рассмешить, но может заливаться смехом без причины. Лицо ребенка напоминает маску, время от времени его искажают гримасы.
Ребенок редко пользуется жестами. Он применяет жестикуляцию только для того, чтобы указать на собственные потребности

Здоровые дети пытаются привлечь внимание родителей к интересным объектам, указывая на них. Аутисты этого не делают

Эмоции других людей ребенок понять не может. Здоровые дети умеют определять эмоции человека по его взгляду, выражению лица, глазам. Дети с аутизмом такой способностью не обладают.
Ребенок не проявляет интереса к сверстникам. Он не принимает участие в их играх, он стремиться остаться один, так как погружен в свой мир. Других детей аутисты не воспринимают, приравнивая их к неживым объектам.
Сложности с воображением и распределением социальных ролей. Здоровые дети могут укладывать куклу спать, завозят игрушечную машинку в гараж. Дети с аутизмом не воспринимают игрушку как цельный объект. Они могут в течение нескольких часов просто крутить колесо машины.
Ребенок не отвечает на эмоциональные проявления близких родственников. Долгое время считалось, что аутисты вовсе не испытывают эмоциональной привязанности к матери и отцу. Однако последние исследования позволили установить, что уход мамы все-таки вызывает у них определенное беспокойство. Однако когда она рядом, ребенок не будет проявлять к ней какие-либо эмоции. Он не будет плакать или звать мать после ее ухода, но тревожность у него в такие моменты повышается. Однако каких-либо действий вернуть ее он не предпримет. Определить, что он что-то чувствует не удастся.

Нарушение коммуникативной сферы

Нарушение коммуникативной сферы проявляется следующими симптомами:

  • Речевое развитие ребенка затруднено, иногда речь отсутствует долгое время. Если заболевание имеет тяжелое течение, то речью дети так и не овладевают. Они используют несколько слов, которые призваны обозначить их нужды. Ребенок может попроситься спать или указать на то, что он голоден. У других детей речевые навыки имеются, но осмысленными такие фразы назвать сложно. В течение долгого времени дети могут повторять один и тот же набор слов, которые лишены смысла. Про себя дети говорят в третьем лице, например, «Маша хочет спать».

  • Речь аномальная. Она характеризуется эхолалиями и повторами. Например, взрослый спрашивает у него: «Ты будешь спать?». На что ребенок отвечает: «Ты будешь спать?». Речь может быть слишком громкой или слишком тихой. Он не отзывается на свое имя. В жизни каждого здорового ребенка наступает так называемый «период вопросов». Аутисты через этот период либо не проходят вовсе, либо он наступает у них поздно. Они не интересуются у родителей по поводу устройства окружающего мира. Дети могут задавать взрослым вопросы, но они лишены практического смысла, часто повторяются.

Стереотипное поведение

Признаки, характеризующие стереотипное поведение:

  • Ребенок долгое время может выполнять одно и то же действие, например, раскладывать детали конструктора по цветам, заниматься строительством башни. Перестроить его на другой вид деятельности проблематично.

  • Строгое выполнение режимных моментов. Ребенок с аутизмом будет чувствовать себя комфортно только в привычной ему обстановке. Изменение распорядка дня, уход с привычного маршрута следования, перестановка мебели или вещей в комнате – все это может стать причиной усиления замкнутости или агрессии.

  • Повтор движений, которые не имеют смысла. Если ребенок чего-то испугался или попал в непривычную для него ситуацию, он начнет самостоятельно себя стимулировать. Это может выражаться в щелчках пальцами, в хлопанье ладонями и в других однотипных движениях.

Малышей часто преследуют страхи, навязчивые движения. Если ребенок испугался, то он становится агрессивным. Причем это чувство проявляется как в отношении окружающих людей, так и к самому себе.

Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет

Аутизм проявляется в раннем возрасте. Еще до первого дня рождения родители могут заметить, что их ребенок не улыбается, не реагирует на свое имя, ведет себя странно. Дети не такие подвижные, как их сверстники, дают неадекватную реакцию в различных ситуациях.

Что такое аутизм

Аутизм, или расстройства  аутистического спектра (РАС), – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

К расстройствам аутистического спектра(РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.

Значительная часть людей с РАС (от 25  до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального

слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять,  что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу,  поступать в высшие учебные заведения и работать.

Какие симптомы аутизма могут проявиться после 1 года

  1. трудности в коммуникации;

  2. асоциальное поведение (необщительность, отстранённость);

  3. повторяемость действий;

  4. вспышки гнева на мелкие неудачи;

  5. нестандартное использование обычных игрушек;

  6. отсутствие чувства опасности;

  7. повторение чужих слов и фраз.

Помимо симптоматики проводится диагностика структуры мозга:

  1. ЭЭГ – электроэнцефалография (исследование биоэлектрической активности мозга);

  2. РЭГ – реоэнцефалогнрафия (обследование сосудов мозга);

  3. ЭХоЭГ – эхоэнцефалография (измерение внутричерепного давления);

  4. МРТ – магнитно-резонансная томография (сканирование мозга);

  5. КТ – компьютерная томография (сканирование и изображение структур мозга);

  6. Кардиоинтервалография – обследование вегетативной нервной системы.

Сложности симптоматики раннего аутизма

Поскольку аутизм — это не физический недостаток, по внешним признакам, не включая поведение, распознать невозможно. Другое дело, когда аутизм сопутствует другим физическим симптомам: ДЦП, эпилепсия, синдром раздраженного кишечника, нарушение иммунитета. Тогда врачи начинают проверять ребенка и на аутизм.

Внешне дети — «аутята»», напротив, красивые, рослые, румяные. Порой и по поведению не сразу можно понять, поскольку ацтизм — не есть слабоумие. Ведь может быть повреждена какая-то незначительная часть мозга. Причем другая его часть берет в таком случае на себя большую нагрузку и развивается вдвойне.

Ребенок может быть совершенно беспомощным в социуме, но в одиночестве писать гениальные стихи, рисовать картины, изобретать, проявлять уникальные способности в математике. Но зачастую эти способности имеют однобокую направленность. Если своевременно скорректировать поведение, адаптировать такого аутиста к реалиям жизни, он будет вполне успешен в своей области.

Во всей красе» заболевание можно наблюдать в возрасте 3-х лет, когда ребенка можно уже протестировать на нарушение психомоторных функций, на развитие речи. До этого возраста все несколько сложнее. И все-таки специалисты утверждают, что даже в 8-10 месяцев малыш подает первые сигналы. Он практически не выражает эмоций.

Такой ребенок не реагирует должным образом на яркий свет, на яркую игрушку, на громкий треск погремушки. Иногда родители вынуждены даже отправляться к специалисту, чтобы проверить зрение и слух малыша. Но это все проявление аутизма или, как называют специалисты, «иммитация глухоты».

Самый яркий признак детского аутизма в младенчестве — боязнь тактильных контактов. Если обычный ребенок тянется к родителям, успокаивается, когда его берут на руки, прижимают к себе, «тискают», то аутист боится прикосновений, начинает плакать. Он даже не фокусирует взгляд не только на игрушках, но и на окружающих его людях, даже на маме (он «в себе»).

Иногда и с этим все в порядке и до года малыш радует родителей своим развитием, но чуть позже, вцепившись в маму, не желает иметь никаких отношений со своими сверстниками. Да, так ведут себя большинство маленьких детей. Но аутисты редко играют игрушками, или сосредотачиваются на какой-то одной в уединении.

В годовалом возрасте ребенок легко повторяет действия взрослых, копирует абсолютно все. Но только не аутист. Ребенок с таким диагнозом требует многократного повторения одного и того же действия, чтобы повторить. Иногда он не реагирует даже на свое имя. Часто заболевание сопровождается задержкой речи или ее отсутствием. 

Малыш — аутист зациклен обычно на одном и том же и любую попытку поменять игрушку (чаще играют не игрушками, а корбками, ключами и т.д), маршрут во время прогулки, кроватку в комнате или комнату проживания, воспринимает как катастрофу. Для него не характерны действия руками вовне: показать что он хочет, попросить. Часто использует для этого руку взрослого.

Аутизм у детей признаки, симптомы

Как утверждают специалисты, первые признаки аутизма можно обнаружить еще в грудном возрасте. Однако в большинстве случаев нарушение диагностируется в промежутке от 1 года до 3 лет. Заподозрить аутизм у детей, признаки болезни родители могут пот одновременному наличию сразу трех симптомов:

  1. Трудность социального взаимодействия.
  2. Нарушение процесса коммуникации.
  3. Стереотипное, повторяющееся, однотипное поведение ребенка.

Для более точной постановки диагноза нейропсихологи проводят специальное исследование. Для оценки состояния психики ребенка используют критерии международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 – Международная классификация болезней;
  • DSM-5 (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders) – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Внешние признаки аутизма у детей

Первые признаки аутизма у детей можно заметить еще в грудном возрасте. Внешний вид таких малышей отличается постоянным отсутствием улыбки, мимики, реакции на происходящее вокруг. При виде мамы или близкого человека грудничок не выражает радости, как обычные дети. Малыши не проявляют большой двигательной активности, безразличны к своим сверстникам, не идут на контакт. Зачастую мамы могут заметить, что взгляд малыша обращен постоянно на один предмет. В остальном ребенок выглядит полностью здоровым, не имеет внешних нарушений.

Поведение детей при аутизме

Отличной чертой ребенка-аутиста является однотипное поведение. Стереотипии при аутизме преобладают. Такие дети живут в своем мире, постоянно повторяют одни и те же движения. Зачастую это разнообразные раскачивания из стороны в сторону. Стоит отметить, что стереотипии проявляются как в поведении малыша, так и в речи. Однообразные повороты головы, сгибание пальцев, подергивание плеч сразу бросаются в глаза и наводят на мысль о патологии.

Диагностируя аутизм у детей, признаки нарушения, врачи обращают внимание на ограниченные интересы, особенности игры. Порядка 20 % больных аутизмом ребят полностью игнорирует игрушки, любые виды игровой деятельности

Если малыш проявляет интерес, то чаще это одна игрушка. Игры его однообразны и однотипны. Из-за нарушения коммуникации дети играют самостоятельно всегда, не желая принимать в игру даже родителей или хорошо знакомых людей.

Восприятие ребенка-аутиста

Получаемая повседневная сенсорная информация воспринимается ребенком неправильно, вызывая у малыша постоянный стресс. Атипичный аутизм всегда сопровождается подобным нарушением. Малыши имеют недостаточную или избыточную чувствительность. Происходящее вокруг они воспринимают без должного участия, словно это их не касается. На просьбы родителей и близких они зачастую не реагируют, поэтому их приходится повторять по нескольку раз. При тяжелых формах детей приходится повсюду сопровождать.

Развитие ребенка при аутизме

Характерной чертой аутизма является противоречивость и неоднозначность проявлений. Аутист может быть как одаренным, так и умственно отсталым, обладать исключительными способностями или не уметь выполнять простейших арифметических действий. Ситуация, при которой ребенок-аутист имеет выраженные умственные способности, называется савантизмом. Большинство из родителей, имеющих такого ребенка, что такое савантизм, представляют с трудом. Термин происходит от французского «savanta» – ученый.

Ребята с синдромом Саванта имеют выраженное умственное расстройство, которое сопровождается нарушением восприятия окружающего мира. Развивающееся под влиянием определенных преобразований отклонение в развитии компенсируется организмом появлением уникальной способности иметь так называемый «остров гениальности». Согласно наблюдениям специалистов, зафиксированы случаи, когда при савантизме дети дословно воспроизводили до 4 страниц впервые услышанного текста.

Рассказывая про аутизм у детей, перечисляя признаки, отдельно необходимо рассказать об особенностях речевого развития. Речь таких малышей отличается механичностью, незавершенностью. Ребята часто по несколько раз повторяют одинаковые фразы, используя их не к месту. Врачи описывают это явление как эхолалирование – отсроченное, частое повторение услышанной ранее фразы, не имеющей связи с текущей ситуацией.

Почему развивается аутизм у детей

Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения. В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания. В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций. Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.

Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.

Примеры:

  • наличие родственников с аутизмом;
  • поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
  • заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
  • ДЦП.

Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.

Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector