Методы восстановления речи после инсульта и прогноз лечебных мероприятий

Экспрессивные афазии

Моторная афазия возникает при поражении задних отделов лобной доли так называемого центра Брока доминантного полушария. В большинстве случаев данный вид афазии развивается остро в сочетании с гемипарезом и гемигипестезией в результате инсульта в бассейне средней мозговой артерии.

При этой форме центральным речевым дефектом является инертность речевого высказывания. Повторы одного и того же звука или слова затрудняют или делают невозможными устную речь, письмо и чтение. У пациентов может сохраняться произнесение изолированных звуков, иногда доступно повторение слов и словосочетаний, но при попытках к называнию или к спонтанной речи нарушается возможность смены слогов и слов, отмечается застревание на слогах слова, повторение предыдущих слов.

Пациенты с эфферентной моторной афазией молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, может быть гипофонична, интонационно не окрашена.

При менее грубых расстройствах нарушается фразовая речь: больные неправильно употребляют предлоги, глаголы, окончания существительных, в их разговоре могут отсутствовать глаголы, что значительно обедняет речь, при попытках коммуникации преобладают существительные в именительном падеже.

Нарушения чтения и письма у больных с этой формой моторной афазии обусловлены затруднениями звукового анализа состава слова, что приводит к пропуску и перестановке слогов. Может нарушаться понимание значений предлогов и окончаний существительных. Пациенты с этой формой афазии полностью понимают обращенную к ним речь, возможности коммуникации с ними сохраняются. Но, как правило, наличие этого речевого расстройства приводит к фрустрации пациентов, они остро переживают свой дефект и активно участвуют в программах реабилитации.

Артикуляторная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области и, по сути, является своеобразной формой апраксии речи. Первичным дефектом при этой афазии является нарушение артикуляторных движений: при выполнении по заданию движений языком и губами больной не может найти нужное положение, например, подуть, пощелкать языком, надуть щеки или повторить отдельные звуки.

В тяжелых случаях больные не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки, в более легких случаях они общаются с помощью речи, в которой часто возникают поиски разных звуков и звуковые замены. Последние могут отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов по показу и при письме.

Вместе с тем беглость речи при этой форме афазии не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны. Письменная речь в большинстве случаев нарушается очень грубо, вплоть до невозможности записать даже отдельные звуки. Чтение про себя и понимание речи на слух у больных с этой формой моторной афазии могут быть относительно сохранными. Для этих больных характерны адекватное отношение к болезни, несколько подавленное настроение, выраженное стремление преодолеть свой речевой дефект.

Импрессивные афазии

Сенсорная (акустико-гностическая) афазия возникает при поражении верхневисочных отделов так называемой зоны Вернике доминантного полушария. В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. У пациентов расстроено восприятие на слух звуков речи фонем, они не могут различить на слух звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки.

Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи (понимания). Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозначаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

В результате этой звуковой лабильности страдает и собственная речь пациента: в ней появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими и одних звуков другими (вербальные и литеральные парафазии).

При обширных очагах поражения наблюдаются полное расстройство понимания речи, многоречивость, обилие звуковых замен, искажающих речь больного настолько, что ее нельзя понять, что получило название «речевого салата» или «словесной окрошки». Страдает как самостоятельная речь больных, так и повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух.

Беглость самостоятельной речи при сенсорной афазии не нарушается, как правило, она остается плавной, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. При менее обширных поражениях больные испытывают лишь затруднения в понимании речи. Собственная речь больных может быть достаточно четкой, но в ней много словесных замен. Наблюдаются также разной степени тяжести расстройства письма и чтения, выражающиеся в заменах букв, так называемые литеральные парафазии.

Акустико-амнестическая афазия возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи при поражении средних и задних отделов височной области доминантного полушария. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем при этой форме афазии сохранено. Лингвистический дефект локализован на следующем этапе распознавания речевых стимулов невозможным становится синтез фонем в слова.

Кроме того, у пациентов нарушено удержание в слухоречевой памяти серии слов: из 3 предъявленных на слух слов больной может повторить 1-2 слова или показать 1-2 картинки (чаще 1-ю и 3-ю). Неспособность к удержанию в памяти речевой информации, воспринятой на слух, приводит к недостаткам понимания длинных сложных речевых отрезков.

Устная речь относительно сохранна, но слова подбираются с трудом. В речи наблюдаются словесные замены, а в письме неправильное употребление предлогов, окончаний существительных и глаголов. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению их смысла.

Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи, как правило, не страдает, однако попытки «вспомнить» нужное слово могут приводить к паузам в разговоре.

Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено, отсутствуют также нарушения артикуляции и аграмматизм.

Иногда в отдельную форму выделяют оптико-амнестическую афазию, которая характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. В отличие от акустико-амнестической афазии, при этой форме речевого расстройства восприятие речи на слух и самостоятельные высказывания не страдают. В то же время, в отличие от зрительно-предметной агнозии, при которой теряется способность к узнаванию предметов, пациент своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков дает положительный эффект.

Речевые расстройства виды и признаки

У пациентов, перенесших инсульт, потеря речи бывает 2 типов:

  • дизартрия;
  • афазия.

Рассмотрим более подробно каждый из типов и подтипов речевых расстройств, возникающих при инсульте.

Дизapтpия

Этот тип расстройства речи встречается при инсульте, затрагивающем подкорные структуры мозга. У пациента, страдающего дизартирией, наблюдается неразборчивая речь.

Кроме того, у пациента замедляется произношение звуков и отдельных слов, артикуляция становится слабой, повышается слюноотделение. Но человек понимает речь окружающих, способность к чтению и письму остается.

Существуют 4 типа дизартрии:

  • легкая форма патологии. Симптомы дизартрии может увидеть только врач;
  • окружающие понимают больного, но у него имеются некоторые дефекты произношения;
  • возникает серьезное расстройство речи, слова больного понятны только близким людям;
  • речь полностью пропадает.

Пациентам с дизартирией для восстановления речи при инсульте назначаются специальные упражнения, призванные восстановить упругость мышц органов речи.

Aфaзия

Патология характеризуется частичной или полной утратой речи, но при этом артикуляция и слух сохраняются. Мозг больного получает малое количество нервных импульсов, поэтому речевые органы не могут выразить мысли.

Афазия подразделяется на следующие типы:

  1. Моторная афазия.
  2. Сенсорная афазия.
  3. Динамическая афазия.
  4. Акустико-мнестическая афазия.
  5. Амнестическая афазия.
  6. Тотальная афазия.

Моторная афазия

Патология наблюдается при инсульте, затронувшем верхнюю долю основной артерии мозга. Если моторная афазия в легкой форме, пациент произносит слова и предложения. Но возможно нарушение порядка слов. Некоторые больные повторяют слова по слогам, но общий смысл их остается ясным.

Если форма афазии тяжелая, то при инсульте пропадает речь полностью. Больные способны произносить только гласные звуки, но при этом понимают речь окружающих.

Лечение моторной афазии рекомендовано начинать через 7 дней после инсульта. Больному рекомендовано петь песни, выговаривать несложные слова.

Ceнcopнaя aфaзия

Патология характеризуется поражением центра Вернике. У больного сохраняется слуховая функция, но речь он перестает понимать.

Больной активно жестикулирует руками, произносит обрывки слов, не связанные друг с другом.

Проблема может проявляться в легкой форме, тогда инсультный больной узнает простые фразы и слова. П

рогноз не очень благоприятный, но при регулярных занятиях с логопедом нарушения частично лечатся.

Динaмичecкaя aфaзия

Данная патология возникает при поражении задних лобных участков головного мозга (доминантного полушария).

У больного искажен мыслительный процесс, ему трудно построить в голове связные предложения, а затем воспроизвести их.

Афазия динамического типа проявляется спонтанными высказываниями, смысл которых нарушен.

Лечить динамическую афазию можно и нужно. В ходе терапии логопед предлагает больному описать определенные образы и картинки. Постепенно возвращается способность больного планировать речь.

Aкуcтикo-мнecтичecкaя aфaзия

Нарушение речевых функций связаны с проблемами задних и средних отделов височной части мозга.

Больной, страдающий акустико-мнестической афазией, не может удержат в голове информацию, слухоречевая память снижается.

Частично сохранены письмо и чтение. Но, поскольку больной не способен в памяти удержать информацию, ему трудно пересказать текст или выполнить математические действия в устной форме.

Aмнecтичecкaя aфaзия

При инсульте, затронувшем нижний отдел височной области, возникает амнестическая афазия. Это самое щадящее речевое нарушение, возникающее при инсульте у взрослого. Речь у пациента адекватная, сохраняются мыслительные и слуховые функции.

Особенность этой патологии характеризуется в сложности подбора некоторых фраз и слов, пациент забывает названия предметов и имена, не может описать определенные вещи.

Тотальная афазия

При обширных поражениях головного мозга наблюдается тотальная афазия. Пациент не может понимать и воспроизводить речь, но при этом он слышит окружающих.

Чувствительность снижается, поведение становится пассивным.

Лечить речевые патологии нужно начинать немедленно.

Почему происходит нарушение речи после инсульта

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Самый страшный враг мозга

Самый грозный враг деятельности мозга – инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения.

Это настоящая катастрофа, которая настигает ежегодно триста тысяч наших соотечественников.

Примерно для половины из них инсульт оказывается последним событием в жизни.

60-80% из выживших до конца жизни остаются инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. И даже те, кто выздоравливает до полной социальной и бытовой адаптации, живут под постоянной угрозой повторения трагедии.

В известном романе “Граф Монте-Кристо” об инсульте говорится так:

“Страшны не только смерть, старость и безумие. Существует, например, апоплексия – это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, однако после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который были почти ангелом, становитесь неподвижной массой, которая уже почти животное…”

Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Поэтому апоплексический удар означал смерть либо месяцы или годы полурастительного существования. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Инсульт требует огромного мужества от больного и много терпения и любви от его близких, т.к. он вызывает частичное или полное поражение важнейших функций организма – движения, речи, памяти; а также поведенческие, умственные и эмоциональные расстройства, бороться с которыми порой приходится годами.

Разновидности речевых расстройств

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.

У пациента из-за паралича после инсульта может появиться парез речевых мышц. Дизартрия – потеря речи, вызванная этой причиной. Такое состояние хорошо поддается лечению. Пациент понимает разговор, может считать и писать, но речь у него невнятная. Медиками приняты 4 стадии дизартрии:

  • первая – легкая – нарушение выявляет только специалист;
  • вторая – речь толковая, хотя есть дефекты произношения;
  • третья – разговор неразборчив, непонятен окружающим;
  • четвертая – тяжелая – способность произносить слова отсутствует полностью.

Сенсорная афазия лечение

Редко, но зафиксированы случаи, когда при легком течении болезни, речевая функция восстанавливалась сама собой. В такой ситуации задача врачей – убрать причину патологии. Это касается и наличие травмы, опухоли и других виды повреждений. Стоит понимать, что восстанавливаться речевая функция будет долгое время и на этого потребуется потратить много сил и нервов. Сенсорно-моторная афазия лечится при помощи коррекционной работы, а в качестве дополнения могут назначаться лекарственные средства, так, это могут быть ноотропные и тонизирующие препараты, а еще антидепрессанты.

Коррекционная работа при сенсорной афазии

Методику, направленную на борьбу с этим расстройством, разработал еще в 1960 году В.М. Коган. Он доказал, что каждое слово взаимодействует с большим количеством других слов, которые в большей или меньшей степени связаны с ним по смыслу. Главная задача восстановительного обучения при сенсорной афазии – восстановление смысловых единиц, которые входят в сложную систему синонимов и инвертированных словосочетаний. Кроме этого, больной должен научиться улавливать основные признаки предмета при определении обозначающего его слова.

Для восстановления при сенсорной афазии и расширения используемых синтаксических конструкций на начальной стадии лечения применяются упражнения, подразумевающие составление разных сложноподчиненных предложений. В обязательном порядке в них должны быть включены союзные слова, например: чтобы, когда, после того как и так далее. По мере восстановления задачи усложняются, так, больные пишут сочинения, используя определенные словосочетания по разным картинкам.

Сенсорная афазия – упражнения

Специалисты рекомендуют своим пациентам и их родственникам выполнять несложные упражнения с лечебной целью:

  1. Человек должен, используя картинки с разными предметами, классифицировать их по названиям, признакам и другим параметрам.
  2. Пострадавшему дается несколько наименований какого-то предмета, а он выбирает правильный вариант.
  3. Больной с сенсорной афазией должен дифференцировать близкие по звучанию слова.
  4. Используются картинки и соответствующий им текст, а задача заключается в составлении рассказа по сюжету изображений.
  5. Пациенту задают вопросы, на которые он должен сначала давать односложные ответы, а затем отрабатывать простые и более развернутые диалоги.
  6. При хорошем прогрессе переходят на чтение и письмо.

Как помочь человеку с потерей речи

Основной контингент нашего Центра реабилитации «Три сестры»  пациенты, которые перенесли инсульт , черепно-мозговую травму  и имеют в качестве последствий нарушения речи. Инсульт — это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние (причиной может быть и травма).

Инсульты остаются острейшей медико – социальной проблемой современного общества. В последние годы, к сожалению, неуклонно увеличивается число инвалидов после инсульта. Среди факторов получения инвалидности после инсульта (черепно-мозговой травмы) большую роль играет потеря речи.

Люди, столкнувшиеся с таким недугом, очень тяжело переживают отсутствие речи. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые пациенты страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает обращённую речь или путает слова. Другие же пытаются что-то сказать, но у них получаются неразборчивые звукосочетания, состоящие из нечленораздельного набора звуков, обрывков слов (моторная афазия).

Есть и третья группа пациентов, у которых речь отсутствует полностью, им очень трудно, (иногда невозможно!) произнести звук или серию звуков (дизартрия).

Когда пациенты попадают в наш реабилитационный центр, с ними занимаются сразу несколько специалистов (мультидисципдинарная бригада): физический терапевт, эрготерапевт, логопед, нейропсихолог. Основная роль в восстановлении речи отводится логопеду и нейропсихологу. Физическое и социальное восстановление так же способствует улучшению речевой функции, так как пациент вовлечён в процесс коммуникации с другими специалистами.

Главный принцип реабилитации – это раннее начало восстановления утраченных функций. Т.к. в этот период происходит наиболее интенсивное восстановление пострадавших структур отделов мозга.

Благоприятными условиями для восстановления речи являются:

  1. раннее начало (первые дни, недели после инсульта) восстановительной терапии;
  2. систематичность и длительность занятий;
  3. одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить.

Но так бывает не всегда: либо нет возможности попасть на реабилитацию сразу после больницы, либо надо подождать место (очередь) в специализированный центр. Поэтому возникла необходимость написать статью – как руководство в помощь родственникам, не имеющим медицинского, психологического, специального образования, но желающим искренне помочь своим близким.

О восстановлении речи и неправильных методах

Родственники вполне могут помогать своим близким восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то могут быть выбраны неправильные методы.

  • Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе.

И ещё одно очень важное правило. К сожалению, нередко приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой родственников, которые, услышав первое после длительного молчания правильно произнесённое пациентом слово, просят его вновь и вновь повторять

Это совершенно недопустимо! В этом случае высока вероятность появления речевого «эмбола» в виде этого слова и человеку будет очень трудно «переключиться», начать произносить другие слова и фразы.

Есть чёткие и последовательные этапы восстановления речи, которые необходимо учитывать при реабилитации пациента:

  • Ранний период: с первых дней, недель до 6 месяцев; Отставленный период с 6 месяцев

Степень расстройства речи после инсульта или черепно-мозговой травмы очень различны: от относительно лёгкого нарушения произношения до тяжелейшего, полного отсутствия речи. Соответственно и выбор методик восстановления речи будет зависеть от степени поражения речевой функции. В данной статье хочется обратиться к родным тех пациентов, у которых речь сильно нарушена, или полностью отсутствует.

Надо начинать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов — это имена близких, порядковый счет, и знакомые стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова. Эта методика называется «растормаживание речи». Она используется на раннем этапе восстановления при разных формах афазии (распад речи в результате нарушения мозгового кровообращения).

Советуем вам с первого дня занятий записывать в тетради дату:

Что это такое сенсорная афазия

Под этим термином понимают нарушения, которые появляются в результате поражения мозговых центров и проводящих путей, отвечающих за речь. При такой проблеме человек начинает путать звуки, не может произнести названия предметов и так далее. Отличительная черта этого отклонения – человек говорит, но при этом не понимает родной язык. К характерным особенностям этой проблемы относят:

  1. Пациент слышит, что произносят люди, но не может интерпретировать эти звуки, поэтому слова кажутся ему бессмысленными, например, как иностранные или как обычный шум.
  2. Нарушение речи проявляется в бесконтрольном, обрывочном и бессвязном общении со стороны больного, причем смысла в его предложениях нет.
  3. Больной в поведении проявляет возбужденность и эмоциональность. Он сильно раздражается, когда видит, что его не понимают другие.
  4. Часто проблема сопровождается нарушениями зрения, а еще ограничивается подвижность лицевых мышц с правой стороны.

Нарушение речи – виды

Ученые выделяют несколько клинических форм этой патологии, которые определяются дополнительными симптомами, проявляющимися при присоединении дополнительных патологических очагов. Классификация нарушений речи:

Сематическая афазия. Наблюдается нарушение опознавания логической взаимосвязи слов и предметов. В большей степени это относится к восприятию пространства.

Акалькулия-афазия. Основной отличительный признак – человек не может считать

Что важно – другие формы речи в большинстве случаев не страдают.

Сенсорно-моторная афазия. Происходит не только поражение слухового анализатора, но и артикуляционной функции

Больной не может правильно оценивать жестикуляцию при произношении слов, причем как у других людей, так и у себя. Человек не осознает наличие проблемы.

Тотальная афазия. В этом случае наблюдается совмещение разных видов расстройств разговорной функции, например, возникают проблемы и с устной, и с письменной речью.

Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются