Как именно проходит восстановление речи после инсульта

Реабилитация и восстановление речи после инсульта

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. ( примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций ( различными видами агнозий и апраксий).

Расстройства речи после инсульта возникает в следствии поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:

Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.

Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.

Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.

Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Выбор способа реабилитации речи

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.

Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.

Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии.

Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Лечебный курс по восстановлению речи с логопедом, после инсульта

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.

Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длится 20-45 минут ( в зависимости от степени утомляемости пациента).Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Восстановление речи в Центре реабилитации

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций. Также проводят консультации с родственниками пациента, в том числе относительно занятий в домашних условиях.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации больного. Восстановление речи – сложный и трудоемкий процесс, эффективный результат которого напрямую зависит от тесного взаимодействия всех специалистов и родственников пациента

Восстановление речи – сложный и трудоемкий процесс, эффективный результат которого напрямую зависит от тесного взаимодействия всех специалистов и родственников пациента.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Упражнения для восстановления речи

Они могут заключаться в подборе части слова, складывании кубиков или карточек со слогами, разучивании слов, а затем текстов, назывании изображенных предметов или описании действий по картинке. Помимо этого, всем пациентам показана тренировка произношения. Каждое из упражнений повторяют от 7 до 10 раз:

  • вытягивать губы в трубочку;
  • захватить нижней губой верхней;
  • открыть рот и максимально высунуть язык, пытаться достать им подбородок;
  • облизывать губы языком по кругу (снаружи и внутри ротовой полости);
  • завернуть язык к мягкому небу;
  • широко улыбнуться.

Для тренировки памяти хорошо подходит разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок, игра в шашки и шахматы, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг или чтение.

Смотрите на видео о  книгах и пособиях для восстановления речи:

Виды патологии

В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

3 Как вести себя с больным дома

Правила поведения с больным соблюдать нужно обязательно, он может отказываться от занятий, близкие должны всячески помогать ему, подталкивая к лечению и поощряя даже самые небольшие достижения. Такие больные часто могут быть озлоблены, капризны, агрессивны. На это не нужно обращать внимания, нужно это прощать, не выходить из себя. Нельзя кричать и ругать больного ни при каких обстоятельствах. Не нужно договаривать за больным предложения, которые он не смог построить, не прерывать его во время попыток.

Не оставляйте больного одного, дефекты его речи принимайте с пониманием, без насмешек, не смейтесь над ним, не старайтесь изолировать больного от общения, втягивайте его в разговоры, общайтесь с ним, обсуждайте события. Фразы необходимо произносить медленно, коротко, сложные фразы он не воспримет. Читайте с ним тексты, расспрашивайте обо всем, пойте с ним песни, стихи, приглашайте к пересказу, просите называть в порядке нарастания цифры, части тела, вспомнить дни недели. Нельзя в присутствии больного рассуждать о негативных осложнениях инсульта, обсуждать ошибки и дефекты слов больного. Постоянно подбадривайте, хвалите пусть даже минимальные успехи и сдвиги, стимулируйте этим.

Разновидности расстройств

Никто не знает, как именно будет повреждён мозг при наступлении инсульта. Но эти повреждения и будут влиять на дальнейшую способность человека чётко говорить и понимать речь окружающих. К каким речевым нарушениям приводит инсульт мозга, восстановится ли способность говорить, разберёмся дальше.

Дизартрия

Если инсульт затрагивает подкорковые структуры головного мозга, появляется именно этот вид расстройства. При дизартрии у больного становится неразборчивая речь, замедляется произношение, появляется слабость артикуляции и повышенное слюноотделение. Но больной способен понимать речь окружающих, а также читать и писать. Для восстановления речи назначают специальные упражнения, помогающие укрепить мышцы речевого аппарата.

Афазия

При этом расстройстве мозг больного теряет способность создавать адекватные нервные импульсы в области, отвечающей за речь. Афазия подразделяется на 6 видов, которые мы разберём далее:

  1. Моторная афазия. Если инсульт затронул верхнюю часть основной артерии мозга, появляется именно этот вид расстройства. Больной произносит отдельные слова и целые предложения, но при этом может нарушаться порядок слов. Иногда больные могут повторять слова по слогам. Приступать к лечению моторной афазии желательно спустя 7 дней после инсульта. Для этого врачи рекомендуют петь песни и выговаривать несложные слова.
  2. Ceнcopнaя aфaзия. Сенсорная разновидность афазии появляется при поражении центра Вернике. Больной может слышать, но перестает понимать речь. Эта разновидность патологии может проявиться в лёгкой форме, тогда больной способен узнавать простые фразы и слова.

    На заметку. При регулярных занятиях с логопедом нарушение возможно частично вылечить.

  3. Динaмичecкaя aфaзия. При поражении задних лобных участков мозга возникает эта патология. Она искажает мыслительный процесс, из-за чего больному трудно составлять и произносить связные предложения. Расстройство лечится на занятиях с логопедом.
  4. Aкуcтикo-мнecтичecкaя aфaзия. При акустико-мнестической афазии больной не способен удержать в голове информацию, и слухоречевая память снижается. Расстройство появляется в случае, если пострадали задние и средние отделы височных долей мозга.
  5. Aмнecтичecкaя aфaзия. Если инсульт затрагивает нижний отдел височной области мозга, развивается амнестическая афазия. Это самое незначительное речевое нарушение, которое может появиться при инсульте. Основная проблем этой формы расстройства – больному бывает сложно подбирать некоторые фразы и слова, потому что они забываются.
  6. Тотальная афазия. Если в результате инсульта мозг получил обширное поражение, развивается тотальная афазия. Больной полностью теряет способность говорить и понимать речь окружающих, наблюдается пассивность с его стороны. При этой форме расстройства лечение необходимо начинать как можно быстрее.

Диспраксия

При этом расстройстве нервный импульс из мозга поступает в мышцы лица некорректно или с задержкой, поэтому человеку трудно воспроизводить привычные звуки. У больного могут возникнуть следующие проблемы:

  • Мышцы лица не могут работать правильно, что затрудняет чёткое произношение.
  • Больному сложно произносить некоторые звуки.
  • Трудно произносить слова чётко, особенно если об этом кто-то просит.

Справка. На 7-10 день после инсульта, больной может приступать к медикаментозной терапии и начинать занятия с логопедом. Если следовать советам лечащего врача, то можно избавиться от диспраксии почти полностью.

Афазия. Восстановление речи после инсульта, черепно-мозговой травмы

На ваши вопросы отвечает логопед-дефектолог Коваленко Т.А.

Что такое афазия?

Афазия — это полная или частичная утрата речи, которая возникает в результате очаговых поражений головного мозга, охватывает все языковые уровни, включая лексику, грамматику, синтаксис, фонетику, а также влияет на ее связи с другими психическими процессами. К такому тяжелому нарушению речи могут привести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • Черепно-мозговые травмы, контузии;
  • Нейроинфекционные заболевания;
  • Опухоли головного мозга, кисты, ангиомы;
  • Интоксикации (наркотические, токсические).

Кто чаще всего обращается за помощью?

По статистике, конечно, чаще обращаются взрослые и пожилые люди. Но в моем опыте были и дети, и подростки. Согласно мировой статистике, отмечается увеличение числа больных с инсультом и их омоложение.

Что бы Вы посоветовали в первую очередь предпринять, если случилась такая ситуация, и человек утратил речь, полностью или частично? Как быстро надо начинать реабилитацию?

Если близкие, родные или знакомые увидели отклонение в состоянии сознания человека, частичную или полную утрату речи, то необходима экстренная госпитализация, а также оказание комплексной специализированной помощи, в которую входит лечение больного, максимальное восстановление или компенсация утраченных функций (медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, занятия с логопедом — логотерапия, а также психотерапия). То есть нужно начинать заниматься с логопедом-афазиологом на больничной койке (Прим. администрации Центра Ember: в нашем Центре практикуется выезд логопеда-афазиолога прямо в больницу).

Человек, перенесший инсульт, попадает в острое неврологическое отделение. Как правило, логопеды-афазиологи входят в штат таких отделений. После выписки пациент может получить логопедическую помощь при обращении в районную поликлинику, а также в центрах реабилитации, где оказывается бесплатная медицинская помощь. К сожалению, бесплатно в таких центрах можно получить лишь короткий курс занятий с логопедом, и родственникам больного приходится искать специалиста в речевых центрах с выездом на дом.

Кто должен осуществлять сопровождение человека с афазией, какие специалисты? Какие мероприятия должны входить в курс коррекции? Какую роль играет логопед?

Прежде всего больному с афазией нужна поддержка близких людей, благоприятный эмоциональный фон, желание родных помочь своему близкому, поддержать его в трудную минуту. В восстановительной программе должны участвовать: невролог, клинический психолог, психотерапевт, логопед-афазиолог. В этот курс входят мероприятия, предполагающие индивидуальную и групповую логотерапию, психокоррекционное воздействие, мероприятия по социально-бытовой реабилитации.

В зависимости от очага поражения, его места, назначается план работы: растормаживание речи, работа над устной и письменной речью, а также использование компьютерных программ для «домашней работы».

Какое образование, квалификация должна быть у логопеда, чтобы он мог качественно оказать помощь при афазии?

К работе с такими больными допускается логопед, прошедший курс повышения квалификации по афазии.

От чего зависит прогноз? Какова обычно длительность реабилитации? Всегда ли реабилитация успешна?

Всё зависит от тяжести заболевания и места поражения головного мозга. В случае легкой степени при первичном инсульте речь и психические функции могут быть не затронуты. При тяжелой степени афазии требуется длительный восстановительный курс, который может растянуться на годы.

Как на Ваш взгляд лучше — когда логопед приезжает на дом к клиенту или клиент приезжает заниматься в центр? Что полезнее и почему?

Что касается взрослых пациентов, место проведения занятий никак не влияет на результат. К сожалению, часто бывает так, что чувствуя собственную немощность, пациент бросает занятия с логопедом-афазиологом, не видя быстрого результата. Это очень большая ошибка. И когда нет воздействия на такого человека со стороны близких и окружающих, то очень маловероятно, что он вернется к прежней жизни, которая у него была. Поэтому, если это будут занятия в Центре, которые будут стимулировать его ходить, придерживаться определенного распорядка, режима, то это будет его организовывать с точки зрения эмоционального настроя и самодисциплины.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  3. Систематическое выполнение упражнений.
  4. Комфортная атмосфера.

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина для восстановления речевой функции использует стволовые клетки. Вместе с клеточной терапией организм больного получает дополнительные внутренние силы, у него появляются волевые импульсы, желание выздороветь и снова разговаривать. Максимальной результативности от подобного лечения можно достичь, если начать лечение в самые первые дни после происшедшего инсульта.

Сама процедура трансплантации стволовых клеток проводится в амбулатории дважды, с трехмесячным интервалом между процедурами. Лечение начинается с того, что в первую очередь восстанавливаются сосуды: устраняется их ишемия, склонность к спазмам, атеросклеротические тромбы и бляшки. Сосуды становятся эластичными, нормализуется толщина их стенок и сами русла. А в тех местах, где произошла закупорка или их разрыв, начинают строиться новые коллатеральные пути.

Логопедическое восстановление речи

После того как врачи установят разновидность поразившей больного афазии, стоит сразу же приступать к логопедическим упражнениям.

Главное своевременно начать логопедические упражнения. В больничном штате должен быть логопед, а если такового не имеется, то лучше всего нанять частного логопеда. Врачу необходимо начать работу с пациентом в течение одной недели после инсульта. Занятия проводятся до полного или же до максимально возможного восстановления.

Иногда человека, перенесшего инсульт, выписывают из больницы, когда речевые функции еще не полностью восстановлены. В таких случаях также не стоит паниковать. Дальнейшие занятия с логопедом помогут больному полностью восстановить речь, что позволит в случае необходимости снова выйти на рабочее место.

Важно, чтобы близкие люди морально поддерживали больного. Необходима поддержка и со стороны медицинского персонала больницы

Категорически запрещены любые утверждения о том, что человек относится к инвалидам. Стоит воздержаться и от чрезмерной жалости, так как она убивает у человека желание бороться. Стоит обращаться с ним на равных и вселить уверенность в том, что все поправимо и все последствия инсульта будут устранены. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной начал думать, что его речь никогда не вернется и он обречен на немоту.

Специальные приемы

В начале процесса восстановления необходимо провести растормаживание речевых функций человека. Все упражнения основываются на речевых стереотипах. Проверяется восприимчивость больного к шепоту и к тихому голосу. Упражнения направлены на постепенное восстановление слабых речевых рефлексов. Необходимо поэтапно повышать сложность проводимых упражнений

Важно также помнить, что для каждого больного сложность упражнений подбирается индивидуально, в зависимости от разновидности афазии и тяжести нарушения речевых функций. Другими словами, первое упражнение должно быть легким конкретно для этого пациента

Проблема заключается в том, что у людей, перенесших инсульт, нарушения речи имеют разную степень тяжести. Кому-то не удается составлять слова, а кто-то может уже вести и диалог. Необходимо следить и за тем, чтобы упражнения не были чересчур легкими, сложность заданий постоянно должна нарастать.

Поначалу в речевых упражнениях стоит использовать материал, имеющий какое-либо эмоциональное или смысловое значение для больного. На начальных этапах не стоит предлагать больному работу с отдельно взятыми звуками и словами, вырванными из контекста. Главная цель логопеда – как можно раньше создать для больного условия, при которых он будет вынужден вступить в диалог.

Положительный эффект приносят упражнения с применением элементов музыкальной терапии. В случаях, когда пациенту сложно закачивать предложения, начатые врачом, ему можно предложить послушать и попеть любимые композиции. Желательно определить, какие именно песни любит и знает больной. Напевая мелодию, больной сначала нечетко, а затем с заметными улучшениями начнет произносить слова. Занятие проходит в позитивной обстановке, и больной произносит слова более охотно.

При сенсорной афазии применяются упражнения с использованием наглядных материалов. Человеку, перенесшему инсульт, показывают эскизы и, если состояние больного позволяет, предлагают их срисовать. Логопед называет слова на эскизах, а больной должен повторять за ним. Абсолютно все действия, которые совершают больной и логопед, должны быть прокомментированы тихим спокойным голосом.

https://youtube.com/watch?v=h7DKIVi0k04

Длительность перерывов между упражнениями и продолжительность занятий определяется в соответствии с физическими возможностями больного. На начальных этапах упражнения занимают в среднем около 15 минут. Спустя какое-то время, при появлении улучшений, длительность упражнений повышается до получаса. Необходимо контролировать и слуховую нагрузку больного. В палате должно быть тихо и спокойно, не стоит включать телевизор или радио, так как лишние звуки напрягают больного и утомляют его.

Логотип сайта MEDIC-HELP.RU

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются